ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ЕФРЕМОВА ВЕРА АНДРЕЕВНА
ПРЕССА


Наталья ПУГАЧЕВА

30 ЛЕТ ПОД СЕНЬЮ «ВИШНЕВОГО САДА»

Ни один год в Тверском областном академическом театре драмы не бывает похож на предыдущий. О том, чем отличался прошедший сезон от прочих, корреспондент «ТЖ» беседует с художественным руководителем театра народной артисткой России Верой Ефремовой и ведущим актером и режиссером многих спектаклей народным артистом РФ Александром Чуйковым.

Всем известно, что этих мастеров сцены связывают отношения не только творческого порядка. В нынешнем году у супругов Веры Андреевны и Сан Саныча, как называют в театре Чуйкова, юбилей - 40 лет совместной жизни.

- Не сорок, а сорок пять, - поправляет Сан Саныч. - Первого декабря 2005 года исполнится ровно 45 лет с тех пор, как мы встретились. С того дня мы и работаем вместе. Первый спектакль, в котором я сыграл, поставила Вера Андреевна.

А в нынешнем сезоне Александр Чуйков сам стал автором двух больших спектаклей. Впрочем, для него не только играть в пьесах, но и ставить их давно стало нормой.

- Со своими студентами третьего набора Тверского курса Высшего театрального училища имени Щепкина вы поставили первый дипломный спектакль «Дядя Ваня». Сложно ли было начинающим актерам осваивать такой непростой материал? И почему на роль дяди Вани вы все же пригласили уже состоявшегося актера театра Александра Павлишина - боялись, что студент с ней не справится?

- Дело не в этом. Я пригласил Сашу, который также заканчивал наш Тверской курс (он один из первых его выпускников), сыграть дядю Ваню по очень простой причине: школа-то у них одна. Наша школа, которая строится на основных принципах русского психологического театра. К тому же в следующем году Александр Павлишин начнет преподавать на Тверском курсе, так что ему наставнический опыт работы со студентами тоже принесет пользу. Что же касается сложности чеховского материала для студентов… Да, действительно, играть «Дядю Ваню» непросто, и не только начинающим, но и зрелым актерам. Это и большая честь для каждого. Что может быть лучше, чем начинать свой творческий путь в театре с пьесы великого Антона Павловича? Это настоящий подарок!

- И не единственный. Второй дипломный спектакль, сыгранный выпускниками Тверского курса, - «И все-таки я вас без памяти люблю…» по мотивам «Горя от ума» Грибоедова. Вера Андреевна, насколько я знаю, вы хотели ставить эту пьесу с труппой театра. Почему же в итоге решили сделать такой подарок студентам?

- Действительно, я давно собиралась поставить «Горе от ума» и даже делала распределение ролей на труппу, но по разным причинам планы откладывались, главным образом из-за нехватки средств на пошив костюмов и декорации. В итоге я решила создать сценическую композицию по пьесе Грибоедова, назвав ее «…И все-таки я вас без памяти люблю!». По тому, как спектакль восприняла публика, я могу сказать - он получился. Наш спектакль о любви, где Чацкий скорее Ромео, нежели Гамлет. Это трепетный, влюбленный молодой человек, и эту сторону хрестоматийного персонажа подобным образом еще не рассматривали. По-моему, это новое прочтение.

- Оба спектакля, насколько мне известно, уже получили высокую оценку тверских профессионалов, они приняты Государственной аттестационной комиссией во главе с ректором Щепкинского училища профессором Николаем Николаевичем Афониным. Что с ними будет дальше? Смогут ли тверские зрители увидеть их на сцене театра в следующем сезоне?

- Надеемся, что с нового сезона эти два спектакля пополнят репертуар нашего театра. Думаю, у них большое будущее, как и у других премьер, выпущенных в прошедшем сезоне. Это были разные спектакли: легкая пьеса Рея Куни «Слишком женатый таксист» (постановщик - Борис Михня), «Два клена», (режиссер - Виктор Синицын, художественный руководитель народного театра при Доме учителя), «Простая история» (автор - Николай Бутрехин) и спектакль по пьесе Константина Симонова «Так и будет», посвященный 60-летию Победы, автор постановки - Александр Чуйков…

- Какую из этих премьер вы бы назвали главным событием?

- Главным событием, наверное, все же стали наши гастроли в Москве. Нам выпала честь открыть сезон в столице на сцене Государственного Малого театра. Гастроли длились неделю и вызвали большой резонанс в московских СМИ, обратили на себя внимание публики. Нас заметили, мы понравились, и это окрылило наш коллектив. Еще одно значительное событие в жизни нашего театра - тридцатилетний юбилей нашего главного спектакля «Вишневый сад»…

- Вы знаете, у меня давно появилась одна идея, - вступает в разговор Сан Саныч. - На занавесе театра изобразить ветку вишневого дерева, как на занавесе МХАТа имени Чехова изображена чайка как символ театра. Я думаю, мы вполне достойны того, чтобы нашим символом стала вишневая ветка, ведь судьба нашего театра неразрывна с этой пьесой Чехова. Я сначала играл в «Вишневом саде» Лопахина, сейчас исполняю роль Гаева. И так происходило со многими другими актерами нашего театра. Все мы выросли на «Вишневом саде», мы дышим этим спектаклем. Кстати, первые деревья, которые мы посадили с Верой Андреевной у нас на дачном участке, были вишни. В начале лета они всегда так буйно цветут!

- Где же им еще цвести, как ни на даче создателей тверского «Вишневого сада»?! Но, возвращаясь к спектаклю, скажите, положа руку на сердце: сегодня он востребован? Способен ли зритель воспринять переживания героев чеховской пьесы, написанной более ста лет назад?

- Не знаю, в чем здесь секрет, - рассуждает Александр Чуйков. - Но даже школьники (а это очень сложная публика) замирают, глядя на сцену, где разворачивается действие «Вишневого сада». Сначала они еще переговариваются друг с другом, хихикают, но постепенно в зале наступает такая тишина, что понимаешь: с этой публикой можно разговаривать нежно, искренне и душевно.

- Это и не удивительно, - объясняет Вера Андреевна феномен спектакля с тридцатилетним стажем. - На «Вишневом саде» не только актеры - поколения зрителей выросли. И сегодня в Твери считается уже непрестижно, что ли, не видеть «Вишневого сада».

- И все-таки, в чем же главное отличие прошедшего сезона?

- Думаю, в том, что, несмотря ни на какие перипетии, связанные с проблемой финансирования театров и предстоящей реформой, мы продолжаем жить и не допускаем потрясений в коллективе. Задача театра - заниматься творчеством и дарить свое искусство зрителю. Ее мы и стараемся выполнять.

Предвосхищая вопрос, как же вам все это удается, Сан Саныч отвечает на него: «А получается у нас это во многом благодаря тому, что все время, что Вера Андреевна руководит театром, у нас в коллективе действует принцип коллегиальности. Решения мы принимаем совместно. Регулярно у нас проходят собрания художественного совета, на которых и обсуждаются все важные вопросы. И это, по-моему, главная основа для творчества».

Тверская жизнь. -2005.- 25 июня. [ http://tverlife.ru ]


Тверской Академический Театр Драмы (неофициальный сайт), 2003-, ©Nata Nick | dramteatr.info