ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ТВЕРСКОЙ КУРС ВЫСШЕГО ТЕАТРАЛЬНОГО УЧИЛИЩА им. М.С. ЩЕПКИНА
ПРЕССА


Наталья ЗИМИНА

ШКАТУЛКА С БРИЛЛИАНТАМИ, ИЛИ ТЕАТР НЕ ТЕРПИТ НАСИЛИЯ

Начиналось все, строго говоря, не десять лет назад. Сама идея и разговоры о ней начались давным-давно, когда ректором Щепкинского училища был соученик Веры Ефремовой по ГИТИСу Всеволод Остальский. Идея обдумывалась и оформлялась, и вернулись к ней, когда Вера Ефремова ставила в Малом театре "Обрыв". Тогда разговор с актером Виктором Коршуновым вылился в предложение, от которого не смогли отказаться и ректор Щепкинского Николай Афонин, и тогдашний руководитель области Владимир Суслов, и отвечавший за местную культуру Юрий Гордеев. Решено было поставить эксперимент сроком на четыре года: все-таки есть разница между работой актера или режиссера и педагогической деятельностью. Итак, все документы подписаны, деньги выделены, из огромного числа абитуриентов выбраны лучшие.

Вот как вспоминает об этом нынешний профессор Щепкинского училища Александр Чуйков:

- Сейчас их имена известны всем. А тогда Некоторые из них уже имели некоторую подготовку, кто-то пришел сразу из-за школьной парты. Саша Павлишин, например, сделал свой выбор и на втором курсе бросил политехнический институт. Время показало, что это был верный выбор. Даша Плавинская к тому времени уже училась на юрфаке, но Даша - "дочь театра", и для нее проблемы с выбором не было. Оля Крылова к тому времени уже работала в театре, делала очень интересные вещи, и мы с Верой Андреевной решили, что ей нужно учиться дальше. А вот Коля Ефремов пришел буквально "от руля": работал водителем, ни в какой самодеятельности не занимался. Но оказался очень своеобразным и талантливым человеком. Оля Боярская тогда была еще десятиклассницей. Чтобы поступить к нам, ей пришлось закончить школу за один год. Желание учиться у нас было так велико, что она сумела это сделать. А вот Лиза Царская ... Она очень способный человек с явными гуманитарными склонностями, но сразу возникли сомнения а нужен ли ей театр. Через два года пришел Боря Бедросов, которому пришлось учиться и в первом, и во втором наборе. Сейчас все они сложившиеся актеры, они украшают нашу сцену.

Александр Чуйков говорит, что с самого начала педагоги стремились воспитывать не только, а может быть, и не столько актеров, сколько хороших, нравственных людей. Оно и понятно: врач разговаривает с пациентом один на один, учитель общается с тремя десятками учеников, аудитория актера исчисляется сотнями. И эти несколько сотен разных людей нужно убедить, они должны поверить актеру, должны почувствовать то доброе и настоящее, что заложено в театральном искусстве. Как этому научить? Александр Чуйков (следуя студенческому обыкновению, будем называть его Сан Санычем) считает, что главное - создать атмосферу взаимодоверия, взаимоуважения и взаимопонимания, в которой талантливые люди могли бы раскрыть свои природные способности. Диктатурой тут ничего не добьешься, театр не терпит насилия. Опять же еще Станиславский говорил, что научить нельзя, можно научиться.

- Я даю ему задание и хочу посмотреть, что он попытается из этого сделать, - отвечает Сан Саныч на вопрос о взаимодействии учителя и ученика - Повторить меня он не сможет, ведь сердце, меня свое, а у него свое. Я просто должен сделать так, чтобы через слова у него родились подлинные чувства.

Конечно, практикуется и обучение на личном примере - студентам повезло в том смысле, что актерское мастерство они постигают непосредственно в театре. Для них просмотр спектакля не столько удовольствие, сколько серьезная учебная работа. Они наблюдают за игрой актеров как профессионалы, примечают, "как это делается", выбирают то, что им близко. Девушки подмечают что-то интересное и полезное у Наины Хониной, юноши - у Константина Юченкова или того же Сан Саныча. Но как избежать соблазна скопировать любимого учителя? А соблазн велик, и это касается и учеников и учителей.

- Я заметил нечто подобное у Олега Табакова, которого я очень люблю и с которым меня связывают давние добрые отношения, - говорит Александр Чуйков. -Он замечательный мастер, но когда актеры его "Табакерки" начинают работать "под Табакова"... Я этого не понимаю и не признаю. Вы думаете, у нас нет желающих походить на Веру Андреевну или на меня? Да сколько угодно! Но каждый должен нести свое. Мы учим молодых актеров, но мы не должны их клонировать!

Начавшись как эксперимент, тверская "Щепка" уже давно переросла его рамки. Молодые актеры (Сан Саныч называет их драгоценными камнями, которым педагоги сумели придать блеск и цвет) сейчас составляют добрую половину труппы. И эти камушки нельзя разбрасывать, лучше всего они сверкают в едином комплекте. Но зарплата невелика, но виды на жилье призрачные, а многие из молодых уже успели обзавестись детьми. Впрочем, заметив, что театр надеется на поддержку нового руководства области, Александр Чуйков говорит все же не о проблемах а о творческих планах. Сейчас в театре учится уже третий набор. Под руководством Веры Ефремовой студенты готовят в качестве диплома избранные страницы грибоедовского " Горя от ума", Чеховского "Дядю Ваню" ставят вместе с Александром Чуйковым - этот спектакль мы, возможно, увидим уже в апреле. Будет и сюрприз. Впрочем, позволим себе приоткрыть тайну: впервые в истории тверского курса готовится еще и третьи дипломная работа - музыкальный спектакль. Что это будет и как это будет пока неизвестно. Тем более это должно стать для нас поводом как можно более внимательно следить за деятельностью тверской " Щепки" - мало ли какие сюрпризы способны преподнести почтеннейшей публике молодые тверские таланты.

Вече Твери. -2004.- 18 февраля.


Тверской Академический Театр Драмы (неофициальный сайт), 2003-, ©Nata Nick | dramteatr.info