ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Евгений ПЕТРЕНКО Вранье как способ достичь гармонииПремьерой отметили наступление нового года в Тверском театре драмы. Александр Чуйков поставил спектакль по пьесе испанца Лопе де Вега «Собака на сене». Теперь в Твери есть свои Маргарита Терехова и Михаил Боярский. Советский фильм с участием этих актеров вспоминается в первую очередь, когда речь заходит о самой известной пьесе Лопе де Вега. За семьдесят два года драматург, которого Сервантес назвал чудом природы, написал так много, что счет надо вести на тысячи, однако до нас дошли лишь порядка пятисот произведений. Среди них «Собака на сене» – одна из знаковых пьес в истории мировой литературы. Действие ее происходит в Неаполе, но в спектакле Александра Чуйкова локальная принадлежность практически никак не декларируется – эта история о преодолении сословных преград ради достижения любви могла произойти где угодно, хотя испанский колорит все же в постановке присутствует, главным образом в костюмах, созданных Еленой Исаковой. Сюжетная конструкция позволяет превратить пьесу в рассказ, имеющий общечеловеческое звучание, а поведение персонажей объяснять вненациональными мотивировками, хотя Лопе де Вега и считается родоначальником испанской национальной драмы, обосновавшим свои принципы в теоретическом трактате. Почти все пространство сцены занимают две лестницы, которые соединены общей площадкой и украшены цветами. Сцену в двух же местах разобрали, так что герои то появляются из-под нее, то исчезают под ней. Последовательность событий хорошо известна. В роли Маргариты Тереховой и Михаила Боярского попробовали себя Дарья Плавинская и Александр Павлишин, естественно, добавившие в характеры персонажей много личного. Вдовствующая графиня Диана де Бельфлор и ее секретарь Теодоро явно не равнодушны друг к другу, однако разница в социальном положении мешает героям соединить сердца. Здесь-то и приходит на помощь слуга Теодоро Тристан, который с необыкновенной прозорливостью и тактом находит своему хозяину знатного приемного отца. Как говорится, голь на выдумки хитра. Действие происходит с известной стремительностью, иногда прерываясь музыкальной паузой. Особенность этого спектакля в том, что артисты, занятые в нем, поют, что делает его несколько похожим на мюзикл. Им он, впрочем, так и не становится, хотя музыкальная партитура постановки весьма симпатична, а песни публика воспринимала с особым вниманием. Автором и аранжировщиком оригинальной музыки выступил артист театра Никита Березкин, сыгравший в спектакле Фабьо, слугу при дворе Дианы де Бельфлор. Впрочем, исполнительские недостатки с лихвой окупились чисто драматургическими достоинствами. В «Собаке на сене» (в оригинале пьеса называется «Собака садовника») немалое внимание уделяется социальным проблемам, главная из которых – аристократическая гордость Дианы, которая обрисована в пьесе в иронических тонах. Если внимательно вслушаться в диалоги между Дианой (Дарья Плавинская) и Теодоро (Александр Павлишин), эта ирония будет звучать едва ли не в каждом слове. А ловкое и всем очевидное вранье Тристана (Тарас Кузьмин), заставляющее героиню Дарьи Плавинской забыть сословные предрассудки, делает этот драматургический прием еще очевиднее. Впрочем, в спектакле иронический подтекст недостаточно хорошо прочитывается. Пожалуй, только Тристан создает необходимый эффект. Тарас Кузьмин играет ловкого слугу, чья изобретательность обусловлена не только его отношением к происходящим событиям, но и тем, что по натуре он прожженный аферист, верно служащий хозяину, одновременно принимающий заказ на его убийство. Естественно, требуя аванс, но даже и не думая идти на преступление. Отличительная черта пьес Лопе де Вега, относимых к так называемым комедиям плаща и шпаги (кроме «Собаки на сене» это «Учитель танцев», «Валенсианская вдова», «Девушка с кувшином» и ряд других), заключается в гармонии, к которой непременно приходят герои после разрешения всех конфликтов. Финал спектакля Александра Чуйкова это прекрасно демонстрирует. Тонкость, с какой драматург обрисовал характеры своих героев, передана артистами вполне удовлетворительно. Ими создана целая галерея персонажей. Перед зрителями появляются благородные слуги и беспринципные дворяне, сентиментальный граф и любопытные горожане. Графа Лудовико, якобы отца Теодоро, мощно играет Георгий Пономарев, маркиза Риккардо – Алексей Великотный, а графа Федерико – Евгений Романов. Именно последние подбивают Тристана на смертоубийство. Особенно ценно в спектакле то, что на сцену вместе с уже опытными коллегами выходят студенты Тверского курса театрального училища имени Щепкина. Участие в большом спектакле своих учеников – непременное требование режиссера Александра Чуйкова. Как показало время, этот принцип приносит неплохие результаты. Тверская жизнь. -2009.- 28 января. [ http://tverlife.ru ] |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info