ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Игорь МАНГАЗЕЕВ СТИРАНИЕ ГРАНИ МЕЖДУ ИГРОЙ И СМЕРТЬЮ«Батлер сделал это» — так в оригинале называется пьеса, пародирующая классические детективы Агаты Кристи. На сцене шестеро, и у всех двойные роли. Один из них — режиссер Энтони Лефкорт, и в финале он гибнет. Эту пьесу о пьесе написали братья Уолтер и Питер Маркс, а впервые она была поставлена на Бродвее в 80-х годах ХХ века. Режиссер Тверского театра драмы Борис Михня собственной сценической версии дал многообещающее название «Богема», в результате переиначенный спектакль проиграл в подтекстах. Лишь начитанный, к тому же владеющий английским языком зритель поймет игру слов. Батлер — это в переводе «дворецкий, швейцар». А на сцене — семейство Батлеров и их дворецкий Альдо. Из шестерых участников разворачивающегося действа не Батлер только Энтони Лефкорт (артисты А.А. Сафронов или Б.П. Михня) и, пожалуй, детектив Мамфорд (заслуженные артисты З.Х. Мирзоев и Б.Н. Лифанов). А Анжела Батлер (засл. арт. И.В. Кириллова) по ходу пьесы читает вслух строки из романа Самуэля Батлера «The Way Of All Flesh» — «Путь всякой плоти» (этот автобиографический роман священника, отказавшегося от сана, опубликован посмертно). По первоначальному замыслу Тони Лефкорта, кто-то из этой шестерки должен погибнуть от яда омелы. Кто именно? Да кто угодно. Хоть сам. Главное, чтобы пятерых оставшихся полиция подозревала в равной мере. В равной! Только тогда полиция никого не арестует. Зато публика гарантированно повалит на спектакль в надежде разгадать тайну. А к Лефкорту, уже пережившему несколько режиссерских неудач, вернется слава непревзойденного режиссера. …В первом действии идет репетиция на тридцатом этаже нью-йоркского небоскреба. Это квартира старшего в семье — Раймонда Батлера (нар. арт. Леонид Брусин). Актеры не знают финальных сцен и играют спустя рукава. Реплики и позы неестественные. Раймонд забывает слова роли. Анжела и Виктория (арт. Ю.В. Бедарева) заняты романтическими интригами с дворецким Альдо (арт. Т.Н. Кузьмин). Тони Лефкорт раскрывает замысел — перед всеми сразу и с каждым в отдельности. И вместе с мечтами о славе и небывалых кассовых сборах разжигает в актерах чувство зависти и соперничества. Анжела использует провокационный наряд. Молнии мечут грозные очи Раймонда. Особенно убедителен ревнивец Альдо. Превосходный образ оскорбленного любовника! В скором времени актеры потеряли ощущение реальности происходящего. И когда наконец они добрались до сцены убийства (а может быть, самоубийства), у них уже нет чувства опасности и неизвестности. Тони Лефкорт гениально срежиссировал чьи-то «жмурки». Актеры подыграли не менее талантливо. Кто же мог знать, что это будет смерть режиссера! Трудно сказать, кто убил, потому что смерть Тони не является банальным уголовным убийством. Публике предстоит выяснить, кто это сделал. Вече Твери. -2009.- 19 мая. |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info