ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Игорь МАНГАЗЕЕВ АНШЛАГ! ЕЩЕ АНШЛАГ!Аншлаг сопутствовал премьерным показам «Слуги двух господ» на большой сцене Тверской драмы. Спектакль по пьесе Карло Гольдони, написанной им в Венеции в 1749 году, поставили молодой тверской режиссер Александр Павлишин и художник-постановщик Андрей Юдин. Сюжет популярного спектакля знаком каждому телезрителю по фильму «Труффальдино из Бергамо» с Константином Райкиным в главной роли. Действие происходит в XVIII веке. Молодой туринец Флориндо Аретузи, убив на поединке Федериго Распони, брата своей возлюбленной Беатриче, вынужден бежать из родного города. Беатриче, переодевшись в мужское платье, отправляется на его поиски. Приехав в Венецию, она нанимает слугу по имени Труффальдино, который одновременно поступает на службу к прибывшему в тот же город Флориндо Аретузи. После ряда казусов и авантюр отчаявшаяся Беатриче и ее возлюбленный с помощью ловкого слуги находят друг друга. Гольдони известен театральному миру тем, что устранил импровизацию, свойственную комедии масок (дель-арте), и ввел точный литературный текст, которого актеры должны были строго придерживаться. Но если сравнить «Слугу двух господ» с более поздними комедиями венецианского периода, бросится в глаза то, что отступления от дель-арте в этой комедии еще не так решительны, как позднее. Гольдони в «Слуге...» довольно близко придерживается сценарного плана - тринадцать действующих лиц: две пары влюбленных, двое стариков, двое «слуг», одна субретка и четыре второстепенных персонажа. Даже романтический мотив - убийство влюбленным брата своей невесты, занесенный из Испании и такой чуждый драматическим принципам самого Гольдони, - тут налицо. В версии Александра Павлишина лишь одиннадцать персонажей, если считать, что актер Никита Берёзкин играет две роли - Труффальдино из Бергамо и мифического Паскуаля. В его игре, на мой взгляд, немного не хватает здорового «идиотизма», присущего, скажем, денщику Швейку из великого романа Ярослава Гашека. Никита - очень изящен и артистичен, именно он, к слову, сочинил оригинальную музыку к «Слуге...» Критика отмечает, что во многом благодаря молодым артистам стали возможны постановки «Собаки на сене», «Донны Люции» и «Слуги двух господ». «Все классические произведения, которые у нас идут на сцене, живут долго. Пятнадцать лет при нашем театре работал курс театрального училища имени Щепкина, выпускники которого составляют ядро молодого актерского состава», - говорила художественный руководитель театра Вера Ефремова в интервью телеканалу «Культура». «Слуга двух господ» - практически первая серьезная и самостоятельная работа Александра Павлишина в качестве режиссера. Репетиции начались после встречи Нового года. До этого спектакля он успешно поставил сказку «Невероятные приключения Буратино и его друзей» Алексея Толстого и идущую на малой сцене драму «новой волны» «Фантомные боли» Василия Сигарева. Надо сказать, что Карло Гольдони не впервые идет в Тверской драме. В 1996 году тверской зритель уже видел «Кьоджинские перепалки» в постановке заслуженного деятеля искусств республик Абхазия и Кабадино-Балкарии Валерия Кове. Эта «списанная с натуры» комедия относится к наиболее зрелому периоду творчества драматурга - она поставлена в конце карнавала 1761 года в театре Сан-Лука. Пьеса «Слуга двух господ», по мнению А.Павлишина, материал очень игровой и очень радостный: «Для режиссера и актера счастье встретиться с таким материалом – легким, может быть, иногда бесшабашным». Одна из особенностей спектакля - тесный контакт со зрителем. Спектакль сопровождается множеством выходов в зрительный зал. Авансцена вынесена едва ли не во второй ряд, актеры появляются даже из лож для VIP. Такой стиль свойственен художнику Андрею Юдину - в его студии на Пушкинской улице места мало, но, как известно, голь на выдумки хитра. Слова песен написаны Дарьей Плавинской – она выступает в роли Беатриче. Флориндо Аретузи играет Тарас Кузьмин. В роли Панталоне деи Бизоньози заняты Константин Юченков и Владимир Чернышов, а его дочь Клариче играют Юлия Бедарева и Ирина Погодина. Не так часто актеру Алексею Великотному достаются роли, в которых он мог бы выговориться сполна, но на этот раз Великотный, играя Доктора Ломбарди, блещет широкими познаниями римского права. А в образе его сына Сильвио предстает актер Алексей Майский. Спектакль явно нравится прежде всего самим актерам, они играли самозабвенно. И в результате - аншлаги на премьерах. Фото И. Мангазеева Тверской курьер. - 2012. - 23 марта. |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info