ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Елена АЛЕКСЕЕВА КОНТРАМАРКАТверской драматический театр показал на Александринской сцене спектакль «Анна Каренина». Театры дружат давно, в прежние времена обменивались гастролями. Более того, у художественного руководителя Тверской драмы Веры Ефремовой есть фамильные воспоминания, связанные с историей петербургского театра. Ее бабушка – из рода Пущиных. И была она автором пьесы «Пашенька», которую Мария Гавриловна Савина и другие корифеи играли на прославленной сцене. Но сюжет этот в зачет не шел, публика, пришедшая на спектакль «Анна Каренина» (а зал был в эти дни полон, и много было молодежи) воспринимала происходящее на сцене без скидок на «родственные связи». Удивительный спектакль показали гости из Твери. В нем мхатовские традиции, основательность, почтение к роману Толстого сочетаются с совершенно современными «крупными планами» главных героев. Да и сама инсценировка сделана современно – энергичными эпизодами, что предполагает знакомство зрителя с первоисточником. И в то же время учитывает «клиповость» современною сознания. Вторым главным героем спектакля становится не Вронский, а Каренин. Он искренне страдает, его тяготит не столько мнение света, сколько перемена, произошедшая с Анной, которая больше его не любит. Классический любовный треугольник играется артистами А. Чуйковым, В. Рычковой и К. Юченковым без чрезмерного внимания именно к нравам петербургского света той поры. Вообще изображение высшего света – самое уязвимое место «Анны Карениной» (впрочем, это замечание мы можем отнести почти к любому современному спектаклю, но не в умении носить мундиры и фраки дело, – были бы лица). Это драма на все времена, так страдать мог и камергер, и член правительства, и депутат Думы, и директор завода. Истина страстей выше сословных рамок. Этот Каренин проливает настоящие слезы и вызывает необычайное сочувствие зале. Ему сострадаешь едва ли не больше, чем Анне. Тип актрисы, играющей Анну, тоже восходит к традициям Художественного театра, актриса играет по-современному нервно, но красота ее - из прошлого века. В облике ее можно найти сходство с Аллой Тарасовой и Аллой Ларионовой, воплотившими театральный и киноидеал середины нашего столетия. В. Рычкова тоже предназначена для воплощения героинь русской классической драматургии (недаром в ее репертуаре «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Вишневый сад»). Не прошел у петербургской публики один лишь Алексей Вронский. Конечно, каждый из нас, приходя в театр, приносит с собой на спектакль твердые представления о том, как вы глядит тот или иной герой классического произведения. И если Маргарита Готье или Печорин не похожи, – ничего с нами не поделаешь. А тверской Вронский оказался непохож. Поэтому ему не помогают ни огненный взор, ни убедительность интонаций, ни академический тембр голоса. Непохож… Зато спектакль в целом – похож. И на детские воспоминания о мхатовской «Анне Карениной», которую в 60-е часто показывали по телевизору. И на то, что нынче ищет зритель в театре, – а ищет он живых людей, настоящие страсти. Без иллюзорных картинок, без технических изощрений. А этот спектакль, идущий почти «в сукнах», сосредоточен на человеческих судьбах и драмах, которые не исчерпываются – благодаря высокому уровню труппы – только главными героями. Пятница (Санкт - Петербург). -1996. - 26 мая. |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info