| Ирина ВАСИЛИНИНА ТВЕРСКИЕ ПРЕМЬЕРЫ («Обрыв» и «Третий лишний») ОБЫКНОВЕННЫЕ ИСТОРИИ Самое удивительное произошло в финале- зал стоя приветствовал исполнителей. Всегда скептически отношусь к рассказам о едином порыве, поднявшем зрителя. И вот увидела, что такое действительно случается. А произошло это на спектакле Тверского академического театра драмы «Обрыв». Инсценировку романа И. А. Гончарова написала и поставила главный режиссер театра Вера Ефремова. Вряд ли сегодня любая сценическая версия «Обрыва» априори может рассчитывать на зрительский ажиотаж. Причин тому не счесть, и, может быть, наиболее серьезная из них - уже со школьной скамьи как бы запрограммировано стойкое равнодушие к этому произведению. Даже нынешняя реакция зрителя убеждает в том, что он в стенах театра, пожалуй, едва ли не впервые знакомится с хрестоматийным сюжетом. Надо полагать, режиссер прекрасно понимала, что ставит этот спектакль как бы вопреки негласной воле зрителя. Но Ефремова вот уже несколько десятилетий с непреклонной настойчивостью обращается к русской классике. Толстой, Чехов, Гончаров, Островский - излюбленный круг ее авторов. Угадывается в этом и просветительская, наставническая миссия. Но продиктована она личным пристрастием, душевной потребностью быть неизменно причастной к огромному богатству нашего духовного наследия,которое переоценить невозможно. … Зал прямо-таки замер, знакомясь с событиями, которые происходят в поместье Татьяны Марковны Бережковой, как говорится, муха пролетит – слышно будет. И дружно ахает, узнав, что у Верочки роман с Марком (неужто и впрямь услышал об этом впервые?). Оказывается, Гончаров ничего общего не имеет со скукой - спектакль не оставляет равнодушным, увлекает, завораживает. Эта постановка сильна крепким, притертым исполнительским ансамблем, что само по себе не слишком частое явление в нашем театре вообще. Здесь каждый герой заметен, подан крупным планом, различим и отличим от других - Марфинька (И. Гончаренко), Марк (К. Юченков), Полина (И. Андрианова)... Но есть в этой постановке две работы, о которых просто необходимо сказать особо. Иван Иванович Тушин ни в романе, ни в спектакле вроде бы не претендует на первое место. Но сыгран он А. Чуйковым с такой внутренней силой, что его герой мгновенно завоевывает наши симпатии. А ведь работает актер на полутонах, негромко, без вызова и аффектации. Массивная фигура, пристальный взгляд узких глаз, неторопливые движения, приглушенный голос - во всем чувствуется надежность, та дружеская, крепкая рука, которая многим из нас так необходима. Мало того - сам уровень мышления этого Тушина абсолютно современен, что само по себе делает «Обрыв» не раритетом, но как бы частью дня нынешнего. И впрямь - обыкновенная история бытия с ее непременными обрывами никого не минует. Как некогда не миновала она Бережкову, эту великую гончаровскую Бабушку. Ставить «Обрыв», не имея исполнительницы на роль такого масштаба, бессмысленно. В Тверском театре такая актриса есть – Н. Хонина. Самое трудное, а может, и невозможное вообще - рассказать, как она играет. Да она и не играет вовсе - живет на подмостках. Сильный и слабый, святой и грешный, проклинающий и прощающий человек предстал перед нами. И обворожительная, пусть и бабушка, женщина. Героиня Хониной молчит, а мы, не отрываясь, смотрим на нее, говорит - боимся пропустить каждое ее слово. Она -словно сама жизнь со всеми ее безднами и взлетами. И ее трагическим прозрением, которое по плечу только Личности. В финале Бережкова - Хонина обращается к Богу. Господи, помилуй! Молит за Верочку, за себя, за всех нас. Страстная мольба о пощаде тем несчастным, которых на земле так много. И зал встает... Жизнь театра загадочна и непредсказуема, особенно в наши дни. Сцена сама борется за зрителя, за финансовую стабильность. Сложнейшая коммерческая сторона сценического бытия ни для кого не секрет. Высокое искусство далеко не всегда прибыльно. Фривольный сюжетец, да еще звезда, занятая в нем, подчас помогают в борьбе за выживание. Более чем далека от того, чтобы упрекать за это театры, хотя серьезный разговор на эту тему давно назрел. Удивляюсь лишь одному - почему театры не слишком интересуются современной темой. Конечно, и драматурги нас еще не слишком балуют. Но ведь кое-что есть. И уже сам по себе драматургический разговор о нас и днях нашей жизни редко оставляет равнодушным. В Тверском театре драмы поставлена «веселая, а где-то грустная, комедия», как определил ее сам автор, «Третий лишний» Э.Брагинского (режиссер А. Халилуллин). Поразительна судьба произведений Э. Брагинского, созданных им и вместе с Э. Рязановым, и наедине с самим собой. Незаметно с течением времени они стали нашей классикой. А ведь некогда к ним относились, как к пустякам, как к коммерческому подспорью, как к пьесам, далеким от генеральных задач искусства. А спектакли и фильмы шли и идут, их смотрят миллионы зрителей, они поражают своим долголетием, а сердца трогают теплом, верой в человека, добрым отношением к нему, обстоятельствам его судьбы, причудам характера и образу мыслей. Брагинский не изменил себе и в «Третьем лишнем». Снисходительность к человеческим слабостям, добродушная ирония, которая воспринимается как комплимент, интрига с привкусом детективного анекдота, абсолютное знание законов сцены - режиссеру есть что ставить, актерам - что играть, зрителям - что смотреть. Зал переполнен. А исполнители буквально упоены теми ролями, что выпали на их долю. В. Грибков (Александр), А. Журавлев (Филипп), Л. Лепехина (Юлия) - в пьесе три персонажа - весело раскрепощены, легко двигаются, шутят, поют, создавая на сцене непринужденную праздничную атмосферу. Режиссерские находки поддерживают ее изо всех сил. Веселая комедия… Стоп. А где же грусть, о которой упомянулавтор? И здесь, как уже не однажды происходило в театре с его произведениями, стремление ярче, эффектней отыграть выигрышные ситуации и реплики несколько заслоняет то главное, ради чего задумывалась данная пьеса. А ведь за легкой непринужденностью ситуаций, образов, языка Брагинский всегда улавливает и раскрывает серьезнейшие изменения всей нашей жизни. Изменения, которые пришлись на долю современного поколения, - оно на собственной шкуре постигает, что такое переход из одной социально-исторической формации в другую. Непонятно, обидно, страшно, больно, но и дух захватывает... Драматург все это видит, понимает, но в отчаяние впасть не дает - жизнь умеет не только наносить раны, но и залечивать их. Философствовать режиссер не очень решился, зато сценическая энергия действия очевидна. Как очевидно и то, что аншлаг театру обеспечили и известнейшее драматургическое имя, и неизменная привязанность этого автора к современной теме. Тверской академический - один из старейших театров России. Если охарактеризовать его одним словом, я бы выбрала эпитет "интеллигентный". Это качество, несомненно, привносит главный режиссер В. Ефремова, родословные корни которой - в петербургской сценической элите прошлого века. Но сегодня стремиться к созданию такого театра и посильно создавать его - адский труд. Многому надо идти наперекор. На те же «Анну Каренину» или «Обрыв», что греха таить, ведь заманить зрителей надо. А потом убедить, что пришли не зря. Кажется, театру это удается. Во всяком случае, для меня букетики цветов, которые многие приносили с собой на спектакли, свидетельство тому. Культура. -1998.- 19 февраля. | |