ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
| Владимир НЕУГОДОВ ЭМИЛЬ БРАГИНСКИЙ: "У КАЖДОГО ВРЕМЕНИ ЕСТЬ СВОИ ГАДОСТИ И ПРЕЛЕСТИ"С одной стороны, он не нуждается в долгом представлении: само "Эмиль Брагинский" говорит о многом не только глубоким знатокам театра и кино. С другой стороны, 35 только фильмов, снятых по его сценариям, и 9 - по сценариям, написанным в содружестве с Э. Рязановым, - это целая тема для рассказа о драматурге, признанном классиком не через десятилетия как обычно... Примерно часа общения с Эмилем Вениаминовичем было достаточно для того, чтобы представить его как... утешителя по профессии, согласившись в этом с одним из столичных журналистов. Способствовали этому простота, открытость, я бы сказал, редкая доверительность мэтра, а главное - его остроумие и оптимизм делающие понятным, почему именно он создает именно такие произведения - реальные, но схожие с доброй сказкой. Приятным был и повод для встречи: Эмиль Вениаминович приехал в Тверь на премьеру своей пьесы "Третий лишний". Причем наш драматический театр стал первым в России, поставившим ее... - Эмиль Вениаминович, свою пьесу вы охарактеризовали как "веселую, а где-то грустную, комедию о сегодняшней жизни". А как бы вы охарактеризовали саму сегодняшнюю жизнь: насколько она веселая, где-то грустная или даже трагическая? - Человечество, как известно, делится на две категории людей - тех, кто видит только мрак, и умеющих видеть светлое. Первых мне попросту жаль, потому что они лишают себя радости самой жизни. Я считаю, что при желании и сегодня, и в любые другие времена есть то, что и относится к понятию "радость жизни". У каждого времени есть свои гадости и прелести. - Как вы объясните тот факт, что в сегодняшний период, казалось бы, дающий людям творчества столько тем и возможностей для того, чтобы сказать свое слово, очень ощутимо их молчание? - Начну с того, что насыщена темами для творчества любая эпоха. Я прожил долгую жизнь и потому говорю это со знанием дела. Это первое. Второе. Родилась совершенно другая страна с новыми устоями и правилами жизни. Видимо, многие авторы еще не успели вглядеться в новую действительность, ощутить ее. Третье. И тем не менее, например в драматургии, уже очень слышны некоторые голоса. В кинематографе дела обстоят хуже. Здесь многие, даже талантливые, авторы встали на путь подражательства плохим образцам американского кино. Но, думаю, само время, да и зритель помогут этим людям осознать, что "убийство, изнасилование, раздевание" - это не искусство. А вот в литературе дела совсем плохи. "Толстых" журналов почти не стало, издать книгу для автора - проблема, а тем более книгу не "ширпотребовского" содержания. Но, думаю, и это пройдет. - Снова ощутим ваш оптимизм. И в этой связи такой вопрос: как вам удается писать смешно? - Чтобы писать смешно, нужно не ставить смех как цель, что я написал и сам, и в содружестве с Эльдаром Рязановым, создавалось "на полном серьезе , получаясь смешным, как говорится, по ходу. Я никогда не стремился насмешить зрителя. Более того, для меня критерием уровня пьесы является... тишина в зале, означающая, что зритель внимает каждому слову со сцены или с экрана, а смех лишь иллюстрирует соответствие написанного самой жизни, где серьезное и смешное тесно соседствуют. - Вы 25 лег проработали в содружестве с Эльдаром Рязановым. Как это осуществлялось практически и почему союз ваш распался? - На первую часть вопроса отвечу с помощью лишь одного примера. Как-то мы с ним работали у меня дома - так невестка после его ухода сказала: "Вы что, опять поссорились - так кричали друг на друга, что из-за двери всё были слышно?" А это был наш обычный рабочий день - и с тишиной, и со спорами. Расстались же, ощутив, что наш союз исчерпал себя. Но вот спустя 10 лет Эльдар Александрович позвонил мне и предложил вновь поработать вместе, Я с удовольствием согласился, потому что тоже соскучился. - Как рождаются ваши сюжеты, которые кажутся не придуманными, взятыми из самой жизни? - Так они и не придумываются, а именно из жизни и берутся. Порою банального житейского эпизода достаточно для рождения замысла. - Ну тогда кажется, что ваша жизнь сплошь состоит из таких "житейских эпизодов", причем эпизодов весьма курьезных. - Это так. Достаточно сказать, что я стал драматургом, окончив два вуза - медицинский и юридический и сменив, затем одиннадцать профессий: работал в больнице, был даже пожарным (с тех пор очень уважаю эту профессию), а путь в драматургию начал с журналистики. А однажды мне -довелось работать и "негром". Было это в Италии, где я по контракту занимался "правкой" их драматургов и сценаристов. "Негром", потому что порою приходилось переписывать пьесу или сценарий -чуть ли не полностью, но мое имя в титрах или на афишах отсутствовало - таково было условие контракта. Правда, расплатились честно. А разве не курьез - блестящая статья обо мне в одном из журналов, но статья кfr... об уже ушедшем из жизни? Долгой была пауза, когда я позвонил в журнал, чтобы искренне поблагодарить автора, и представился: "Это... Брагинский". - Я считаю, что если бы вы за свою жизнь создали только "Иронию судьбы, или С легким паром" и больше ничего, то заслужили бы право войти в историю драматургии и кинематографии, заодно материально обеспечив себя на всю жизнь. А на самом деле - насколько адекватно, на ваш взгляд, оценена эта работа (разумеется, без указания конкретных денежных сумм)? - Воспользовавшись этим вопросом, хотел бы познакомить ваших читателей с некоторыми, возможно, неизвестными моментами, связанными с "Иронией судьбы..." Прежде всего это была пьеса, которая прошла в свое время в двухстах театрах страны. А первую ее экранизацию под названием "Рождественская баня" сделали немцы, убрав, правда, сцену в самой бане: тогдашнее руководство культуры ГДР решило так: "Нельзя представлять советских братьев как способных так пьянствовать". В общем, главный герой у них оказался в Питере почти трезвым, влюбившись там в... редкой красоты француженку, игравшую роль Нади. Потом спросил режиссера-фильма, почему он взял на эту роль французскую актрису. И тот ответил: "Потому что в немку за одну ночь влюбиться невозможно"... А насчет материальной оценки этой работы скажу вот что: уже который год и этот фильм, и другие фильмы и пьесы мои и наши с Рязановым регулярно показываются по телевидению, но никто из их создателей не получил за это ни рубля... - Вы производите впечатление человека и драматурга благополучной судьбы. Это так? - Да. И главное - меня не сажали в тюрьму и не высылали из Союза. Хотя что такое худсоветы и прочие высшие инстанции - ощутить довелось. Так, наша первая с Рязановым инсценировка нашей же повести "Убийство библиотеки" была запрещена. Пьесу "Родственники" запретили к постановке на Украине, причем с любопытной мотивацией: "...поскольку в ней автором доказывается существование коррупции". В последний момент была снята с постановки пьеса, поставленная А. Гончаровым. В ней бывший старшина становится крупным начальником, водителем которого является старший лейтенант - его бывший начальник. Такое невозможно", - решили наверху, хотя это тоже взято из жизни. Экранизация "Гаража" прошла безболезненно, вопреки слухам. Сама же пьеса в свое время была разрешена лишь в одном театре - а столице Хакасии Абакане. Почему именно в Абакане? А это уже из области тех самых курьезов, которыми полна жизнь... - Традиционный вопрос: какие ваши творческие планы? - Знаете, говорить о больших планах в 76 лет было бы слишком... Ближайшие планы? Надеюсь скоро увидеть на экране фильм по моей пьесе "Лакейские игры". Кстати, пьеса эта уже несколько лет идет в Лондоне. А поскольку рассказывается в ней ,об "обслуге" начальства, то мне было интересно знать, насколько она понятна английскому зрителю. Интересно было услышать в ответ: "Абсолютно понятна: у нас в Англии - то же самое". Жду и выхода в свет сборника своих рассказов, А целью возобновившегося сотрудничества и содружества с Эльдаром Рязановым является сценарий, двухсерийного фильма о любви и просто жизни. Ну а самое ближайшее - это сегодняшняя премьера, ведь мне впервые предстоит увидеть на сцене, что там у меня получилось. - Здоровья вам, творческого и жизненного долголетия. - Вот за это спасибо. Представляю, как сейчас волнуются мои домашние, ведь я едва ли не впервые после больницы (а пролежать пришлось 4,5 месяца, заодно задумав пьесу о больнице) ночую в другом городе... Тверская жизнь. -1998. - 30 января. |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info