| Игорь МАНГАЗЕЕВ "ДЯДЯ ВАНЯ": ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ЧЕЛОВЕКЕ 25 января тверские театралы получили возможность оценить одну из жемчужин чеховской драматургии в исполнении новоиспеченных артистов, "на вырост" игравших свои роли. Над пьесой "Дядя Ваня" трудились дипломники третьего выпуска Тверского курса высшего театрального училища имени М.С. Щепкина при Тверском академическом театре драмы (художественный руководитель - народная артистка России Вера Ефремова). Почти со всеми чеховскими пьесами всегда бывало так: сногсшибательный успех - но поначалу только у самого тонкого слоя публики, людей чутких и дальновидных. Широкая аудитория ни "Дядю Ваню", ни "Трех сестер", ни "Вишневого сада" сразу не принимала. Тем более, что Чехов не оставил дополнительных письменных инструкций о трактовке персонажей "Дяди Вани". Поэтому любой читатель, в том числе и режиссер, вправе понимать "Дядю Ваню" как ему угодно (ну, может быть, держа в уме, что "Дядя Ваня" - это переделанный "Леший", что, в общем-то, не существенно). Премьера заставляет задуматься о том, как минимум, что хотел выразить режиссер, народный артист России Александр Александрович Чуйков и, как максимум, что имел в виду Антон Павлович Чехов. На первый взгляд, эта пьеса - про то, как небожитель Серебряков (профессор от искусствоведения) и его ослепительно прекрасная жена портят, сами того не желая, жизнь наивным сельским жителям. Вследствие этого знаменитую фразу о том, что "в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли", Чехов вложил в уста не популярному профессору, а собутыльнику дяди Вани - доктору Михаилу Астрову (Тарас Кузьмин). Но можно ли, спиваясь, быть хорошим человеком? Вопрос для России поистине гамлетовский: быть или не быть? Астров, между прочим, в пьяном виде берется за самые трудные операции. По меркам и царской, и нынешней свободной России Астров не беден: у него "именьишко" в 33 гектара, образцовый сад и питомник. Мечта профессора сводится всего лишь к небольшой даче в холодной Финляндии, да и это скромное желание его чуть не погубило. Профессора едва не прикончил дядя Ваня, он же - Иван, или Жан Войницкий (его играет Александр Павлишин, единственный кадровый артист, занятый в спектакле), дядя владелицы "замка" в 26 комнат. Кому симпатизирует автор пьесы? Это был, пожалуй, главный чеховский ребус, который предстояло решить выпускникам "Щепки". Сельскую жизнь наши дипломники представили так. Безмятежный дядя Ваня сохраняет способность к благим порывам до 47 лет (незаметно втянувшись в опасный для мужчин возраст для мужчин, когда - "седина в голову, а бес в ребро"). При этом однообразное существование не кажется ему бессмысленным. Он, подобно Константину Левину из "Анны Карениной", живет вместе со своими милейшими родственниками в полном соответствии с теорией "малых дел". Устраивает школы для крестьянских детей, внедряет прогрессивные агротехнические приемы, лечит с Астровым пейзан. И не возникало у этого зрелого мужчины ощущения безысходности, так как дружба с Астровым имела свои хорошие стороны (см. выше). На свою беду в это идиллическое дворянское гнездо прибыл на жительство отставной профессор Серебряков. Приехал не один, а с новой женой - молодой красавицей Элен (Юлия Бедарева). Кстати, ее тезку Элен Курагину (зри "Войну и мiр") до сих пор чихвостит вся передовая интеллигенция. Сраженный красотой Элен, дядюшка внезапно прозрел и в кратчайший срок низвел своего кумира Александра Серебрякова (Никита Березкин) с трона властителя дум. Дяде Ване показалось очень обидным то, что он долгие годы за грошовый оклад работал на профессора, добывая тому немалые средства к существованию в столице. Как это похоже на суровые реалии современности!.. Кроме того, Жан Войницкий скорбел по своей безвременно умершей сестре - первой жене Серебрякова, кстати, тоже красавице не из последних. Но за деревенскими хлопотами дядя Ваня не удосужился своевременно оформить имущественные отношения с сестрой и ее дочерью Софьей Александровной Серебряковой. Воспользовавшись этим благоприятным обстоятельством, Серебряков захотел продать усадьбу. Это невинное желание неописуемо разъярило дядю Ваню, ясно осознавшего, что его обводят вокруг пальца (на современном жаргоне - как лоха). Суммировав свои впечатления, дядя Ваня решил пристрелить профессора. Убийства, к счастью, не произошло - дядя Ваня оказался никудышным стрелком. Не состоялось и самоубийство. Ивану Петровичу пришлось вновь засесть за счета и заняться сельским хозяйством, хотя из него, по мнению окружающих, мог бы вырасти философ не хуже Шопенгауэра. Зато роскошная жена профессора, в отличие от толстовской Анны Каренины, не потеряла головы в пиковом положении. Представьте себе, с одной стороны, муж-подагрик, с другой - элегантный доктор Астров, экологически мыслящий нигилист (как бы между прочим сожалеющий о том, что в его лесах мужики пасут скот). Но благонравная Элен осталась добродетельной. Налицо второе столкновение подтекстов. И даже, в некотором роде, шпилька Льву Толстому! Искренняя, умная и некрасивая дочь профессора Соня (Татьяна Лугачева) палец о палец не ударяет для того, чтобы изменить свою внешность. Влюбленная в Астрова, она слепо верит, что ее избранник разглядит и полюбит ее душу. Астров этой чести всячески избегает. Немного нелепый друг дома Илья Ильич Телегин (Евгений Романов), обедневший помещик, - вот хорошая пара Соне. Профессор Серебряков сыгран в целом неплохо. Ну, может быть, Никите Березкину следует присмотреться к экстравагантным манерам заслуженного юриста В.В. Жириновского, непревзойденного оратора и превосходного актера. Образ Серебрякова от этого сравнения только прибавил бы. Выпускники даже в эпизодах глубоко сживались с ролями. Старая няня Марина (Евгения Голубева) создавала уют. Серый наряд матери дяди Вани мадам Войницкой (Олеся Каширская) подчеркивал ее благоразумие. А Работник (Алексей Марков) своими сапогами и косовороткой придавал всему спектаклю необходимый сельский колорит. Костюмы, созданные И.В. Подосенковой и Т.Х. Беляевой, вписывались в образы, но не все. Если кокетливый турнюр на платье Элен и картуз на Телегине воспринимались как должное, то новенькая модная тройка на дяде Ване смотрелась как-то фальшиво. Режиссер мастерски использовал все объёмы малой сцены: четыре выхода, коридоры и зрительный зал. Сказать, что публика приняла спектакль на ура, было бы опрометчиво. Но попытка художественного руководителя театра Веры Ефремовой и профессора Чуйкова вернуть пьесе ее масштаб и полемическое звучание оказалась явно удачной. И пусть кто-то из дипломников состоялся как артист, а кто-то еще нет, - каждый из героев уже востребован временем. Временем, которое, между тем, заставляет переоценивать незыблемые, казалось бы, истины. "В человеке все должно быть прекрасно!.." Так ли? Не уступка ли это модному в эпоху Чехова позитивизму, не отдает ли этот постулат сатанизмом? У дьявола - почти все достоинства Всевышнего. Он обольстительно красив, гениален. В нем нет лишь одного - доброты. Пьеса "Дядя Ваня" - о кризисе среднего возраста, в ней нет деления на хороших и плохих. Дядя Ваня стреляет в профессора, а потом пожимает ему руку. Серебряков - трудоголик, и кто сказал, что он бездарен!.. Так говорят уязвленные ревнивцы, а Серебряков твердо знает, что надо "дело делать". Элен - "хищный хорек". Обидные слова... Елена Владимировна делать ничего не хочет, но может быть, ей ничего и не надо. Вся ее вина в том, что она хранит верность больному мужу - бывают в жизни преступления похуже. Небо в алмазах увидят, может быть, Соня и Телегин, если не завысят планку. Чрезвычайно актуальными кажутся "экологические" монологи Астрова о сбережении леса и о влиянии творений рук человеческих на климат. Но эти мотивы предвосхитил евангелист Матфей, изложив их в 6-й главе "Благой вести". Критика действительности сопровождается авторской грустно-скептической улыбкой. Виноватых нет, жить "в поте лица своего" скучно и тяжело, но иного пути для самосовершенствования Антон Павлович, похоже, не видит, а Александр Александрович не предлагает. Сайт Тверского Театра Драмы. -2005.- Март. | |