ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Евгений ПАНТЕЛЕЕВ НЕ ЛЮБО – НЕ СЛУШАЙАнгличане – люди мудрые, и говорить о том, что у каждого свой скелет в шкафу, зря не будут. Естественно, скелеты у всех разные. Вот, например, у главного героя пьесы Рэя Куни «№ 13»помощника премьер-министра Ричарда Уилли в шкафу спрятан пока еще не скелет, но все же труп… Премьера такого «страшного» спектакля состоялась в Тверском академическом театре драмы. За последнее время это уже второй случай, когда театр обращается к современной драматургии. И за постановку берется один и тот же человек – Борис Михня. Так что премьеру ожидали с интересом – кому же не хочется заняться сравнительным анализом двух работ одного режиссера? В принципе само название спектакля говорит само за себя: ну что хорошего может происходить в тринадцатом номере, пусть даже пятизвездочного отеля. Еще не открылся занавес, а на сцену откуда-то сверху падает бездыханное тело, да еще так неудачно, незапланированно – прямо под ноги зрителям первого ряда. Подобные интригующие прологи, эпиграфы (как хотите) являются, видимо, одним из излюбленных приемов Бориса Михни (вспомните «Сублимацию»), впрочем, как и очевидная любовь режиссера к кольцевой композиции. И тут начинается такое… Коллизии, как таковой, нет – по всем законам комедии положений действие развивается спонтанно, и каждая предшествующая сцена или даже реплика предвосхищает и определяет последующую. Помощник премьер-министра Ричард Уилли (Константин Юченков) уединяется в злополучном номере с молодой секретаршей своего политического соперника. Однако рандеву, не успев начаться, заканчивается, поскольку свидание совершенно неожиданно приобретает криминальный оттенок – любовники обнаруживают в окне… труп. Скандал! Уилли вызывает своего секретаря Джорджа Пигдена (Борис Бедросов). Маменькин сынок, застенчивый, робкий и неуклюжий очкарик, с женщинами-то никогда раньше дел не имел. Что уж говорить о трупах! Однако желание, а главное – репутация босса, для него закон. Невинно убиенного оконной рамой должен обнаружить он, перенеся тело в соседний номер 13-А, моментально снятый Уилли ради такого случая. Но благими намерениями, как известно, выложена дорога в ад. Вот он-то и начинается по той причине, что герои, спасая себя, принимаются умопомрачительно и виртуозно врать. Причем с появлением каждого нового персонажа ложь усложняется, утраивается, удесятеряется. В конце концов все герои, окончательно завравшись, уже не могут говорить правду. В том-то весь и комизм. Рассказать о всех нелепых, вызывающих смех, хитросплетениях и интригах невозможно. Такое нужно наблюдать и смеяться, смеяться, смеяться. Когда еще представится возможность похохотать в театре драмы? В премьерной постановке есть все – любовь, ревность, политика. Пожалуй, «№13» – самый эротичный спектакль в репертуаре театра. Неглиже, откровенные пеньюары,намеки органичны, они наглядно подтверждают слова Уилли о том, что «демократия заключается в свободе нравов». То, что на «№13» нужно сходить, кто ж тут будет спорить. Успех спектакля очевиден. Свою роль сыграли и сам драматургический материал – именно благодаря этой пьесе Рэй Куни стал лауреатом престижнейшей премии имени Лоуренса Оливье, и перевод Михаила Мишина, и режиссерское видение пьесы, и, конечно, игра актеров. Ими созданы яркие и запоминающиеся образы. Нынешнюю премьеру можно расценить как некий аванс, который дал театр тверскому зрителю. Теперь, судя по всему, надо надеяться на продолжение «комедийного банкета». Тверская жизнь. - 2003. - 5 апреля. [ http://tverlife.ru ] |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info