ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
А.Н. Островский
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ
ПРЕССА


Михаил ВЕСЕЛОВ

ВЗГЛЯД ИЗ ЛОЖИ

Простота хуже воровства

Tвepcкoй театр драмы открыл сезон на большой сцене премьерным спектаклем "На всякого мудреца довольно простоты" по пьесе Александра Островского. Все пять действий, поставленных Верой Ефремовой, с перерывом на антракт пытался смеяться корреспондент "ТН".

На первый взгляд может показаться, что театр переживает сейчас некий ренессанс: невообразимо скучные спектакли прежних лет сменились в принципе удачными постановками Бориса Михни ("№13") и Веры Ефремовой ("Елизавета против Елизаветы"). Однако академический статус театра дает о себе знать постоянно Исключением не стала и состоявшаяся премьера - "На всякого мудреца довольно простоты". Выпущенный спектакль наглядно иллюстрирует слова, которые Вера Ефремова повторяет чуть ли не в каждом своем интервью, что, мол, для нее в русской драматургии существует всего два заветных имени - Островский и Чехов. Так что "Мудрецом" она представила своего заветного Островского, а вместе с тем и чинное благородное зрелище для любителей театральной классики и показов мод позапрошлого века.

Признаться, академический театр Веры Ефремовой за последний сезон несколько изменился. На смену официальному стилю советского театра с его ярко-пунцовым бархатным занавесом и невообразимой скукой пришел период "веселухи", только вот плюшевые кулисы никуда не денешь. В новом спектакле остались массивные декорации, а актеры так и норовят опуститься до псевдореалистической манеры игры. Но не решают ослушаться жесткой воли режиссера.

А она сильна! Поскольку заставляет зрителя смеяться: этому способствует не столько сам текст комедии (а там есть где посмеяться), сколько изысканные режиссерские приемы, используемые постановщиком. Не знаю, как у других зрителей, но пишущего эти строки просто взбесила сцена идиотского смеха, которому придаются Егор Глумов (А. Павлишин) и очень важный господин Крутицкий (А. Чуйков). Понятно, что художественная задача перед артистами была поставлена совершенно четкая: Крутицкий заливается потому, что, дожив до седых волос, ума вовсе не нажил, Глумов же потому, что, во-первых, великолепный актер, во-вторых, делец, не желающий провалить сделку, в-третьих же, он просто Глумов. Как тут не поглумиться! Однако сцена оказалась настолько затянута, что кто-то с бельэтажа кричал: "Хватит!" и "Есть в зале врач?" Смеяться вовсе не хотелось.

Спектакль, конечно, дает повод провести параллели с современной реальностью, однако же хоть как-то его модернизировать авторы не захотели, ограничившись лишь музыкой в стиле easy listening. Актеры честно, каждый в меру своих способностей разыгрывают историю о том, как хитроумный Глумов обманывает таких важных, а самое главное, богатых особ, как чета Мамаевых (К. Юченков и И. Андрианова), Турусина (В. Рычкова) и других. Они безоговорочно принимают этот обман, смотрят на Глумова почти как на Бога и счастливы и довольны до безумия. Все простенько, без изысков и наворотов. Как и положено в академическом театре. Так держать!

Тверская неделя. -2003.- 1 ноября.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info