ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
Рэй Куни
СЛИШКОМ ЖЕНАТЫЙ ТАКСИСТ
ПРЕССА


Туся КАРАСИК

НЕЭВКЛИДОВА ГЕОМЕТРИЯ ЛОНДОНСКОГО ТАКСИСТА

Однажды Лобачевский думал, кутаясь в пальто:
«Как мир прямолинеен; видно, что-то тут не то!»
И он вгляделся пристальней в безоблачную высь,
И там все параллельные его пересеклись!

Куплет песенки из давно забытой радиопередачи попал на язык, когда с коллегами, околокультурными журналистами, мы шли с премьеры комедии «Слишком женатый таксист» в театре драмы. Душа, как обычно, просила продолжения общения с прекрасным, и мы завернули в уютный кабачок. Мой диктофон почему-то оказался включенным, так что отрывок этой светской беседы предлагаю читателям.

Вольдемар: - Ну и при чем тут Лобачевский, скажи мне на милость?

Туся: - Как при чем?! По законам неэвклидовой геометрии и произошла эта катавасия с милейшим человеком по имени Джон Смит. Пересеклись его параллельные миры, в которых он и обе его супруги были счастливы.

Василиса: - Я тебе, дорогая, удивляюсь! А как же женская солидарность? Ведь он обманывал обеих. А дело-то происходит в Англии, а не в каком-то Марокко. Двоеженство в цивилизованной Европе - это преступление. Итог закономерен: сколь веревочке ни виться, а тайное всегда становится явным. И наказуемым!

Аристарх: - Я, пожалуй, с Тусей соглашусь. И если бы не старушка, которая проявила недюжинную силу и при ее спасении и огрела своего защитника кошелкой, мир в обеих семьях таксиста мог сохраняться как угодно долго. Меня больше поразило другое. Как Рей Куни, представитель цивилизованного мира, в котором исповедуются принципы толерантности, мог вообще построить пьесу на откровенной нетерпимости? На посмешище выставлены геи, трансвеститы, безработные, фермеры и даже пожилые люди (я имею в виду ту несчастную старушку). А в каком виде представлен наш брат - репортер?! Ужас какой-то.

Василиса: - Ну, Старик, ты загнул! Этот двоеженец из боязни быть раскрытым совсем заврался и по очереди подставляет своего друга Стенли и обеих жен. Одна ложь тянет за собой другую, и, разбив всем сердца, преступник наконец признается. Но поздно: ему никто не верит. Правда в его устах не торжествует!

Вольдемар: - Ты сама себе, Васса, противоречишь! Тебя послушаешь и начинаешь думать, что мы только что посмотрели не искрометную комедию положений, а какую-то криминальную драму! Господа, это же художественный прием, и перевоплощение двух героев, Джона и Стенли, то в голубых, то в мужей-дублеров - это очень смешно. А как изображает Стенли придурковатого фермера! Один танец «Праздник урожая» в исполнении Константина Юченкова и Андрея Журавлева чего стоит! Но если вы, коллеги, решили провести обсуждение в стиле расследования, то извольте: по-моему, во всем виноваты бобби. Если бы Траутон и Портерхаус Второй не стали совать свои носы в личную жизнь пострадавшего от рук хулиганов таксиста, все бы рассосалось.

Туся: - Ты совершенно прав. Представляете, если бы к вам по три раза на день заходили то следователь Пролетарского райотдела, то дознаватель из Московского! Тут бы вся личная жизнь полетела коту под хвост. Кстати, знаю я одного такого дотошного...

Аристарх: - Да, представляю себе мента, заваривающего у меня на кухне чай... Зато как уморительны эти двое! Траутон в исполнении народного артиста Леонида Брусина - этакий блюститель нравственности, старая лиса, которая таки попадает впросак. Он мне напомнил конандойловского инспектора Лейстреда. У героя Станислава Плотникова, инспектора Портерхауса, другое амплуа. Это добряк, который совершенно искренне сочувствует семействам обоих Джонов, и в особенности «малышу Стенли», у которого родители в жестоком конфликте, в детской завелись тараканы, а родной папенька - представитель сексуальных меньшинств.

Василиса: - А меня все-таки не оставляет в покое морально-нравственная сторона. Ну как все-таки эти курицы, Мэри и Барбара, не заподозрили своего милого в измене? Мэри (Валентина Мартьянова) бегает по всему городу, разыскивая мужа с поврежденной головушкой, Барбара (Ирина Кириллова) готова верить во всякие бредни про невероятные приключения Джона, совершает головокружительные кульбиты, стараясь отнять газету с уликой, безрезультатно ждет его у ресторана, наконец, собирает вещи, уходит... и возвращается. Еще не догадывается, что она в глазах общественности уже трансвестит по имени Нефертити. Ох, я представляю, что устроили обе миссис Смит, когда вся правда открылась!

Вольдемар: - Ты, как всегда, крутая феминистка. А мне больше всех симпатичен бедняга Стенли. Решив помочь Смиту выкрутиться из положения, он бросается на амбразуру и оказывается в глупых ситуациях. За что, скажите на милость?

Туся: - Сам виноват: сначала ведь он позавидовал участи двоеженца и даже захотел стать таксистом! Кстати, эта роль - своеобразная «месть» режиссера (Борис Михня) Константину Юченкову: в недавней постановке «№13. Беспорядок» по пьесе того же Куни народный артист играл прямо противоположную роль; там его покрывали в его амурных похождениях.

Аристарх: - Не уверен, что одному и тому же режиссеру следовало браться за однотипную пьесу того же автора. Тем более что в репертуаре театра есть довольно свежие спектакли «Сублимация любви» и «От четверга до четверга», в которых эксплуатируются одни и те же коллизии.

Туся: - Про все уже написано и сыграно в подлунном мире Но, с другой стороны, все несчастливые семьи несчастны по-своему. Разве что-то мешает нам один и тот же фильм смотреть по многу раз, выискивая в нем иные грани? Ведь все зависит от того, насколько хорошо поставлен спектакль, насколько органичны в нем актеры. Хотя не скрою: стереотипы не очень радуют. Вот у Юченкова «перестановка» амплуа явно удалась. Забавно было смотреть на маститого актера в образе находчивого маргинала!

Василиса: - А на мой взгляд, спектаклю не хватило...

На этом месте батарейки диктофона сели, и вместо умных рассуждений критикессы из машинки послышалось мычание. А восстанавливать их по памяти у меня не хватит смелости: эта особа и засудить может! Так что идите-ка сами в театр и вынесите свой вердикт «Слишком женатому таксисту».

Фото Ольги Моисеевой.

Горожанин. Тверь -2004.- 7 декабря.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info