ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
Константин Симонов
ТАК И БУДЕТ
ПРЕССА


Наталья НИКОЛАЕВА

"ТАК ... БУДЕТ" ЛИ?

О премьере, и не только

Так совпало: премьера Тверского академического театра драмы по пьесе Константина Симонова «Так и будет» совпала с демонстрацией по Первому каналу ТВ сериала «Звезда эпохи» и документального фильма «Писатель и вождь», в центре которых оказались автор, Константин Симонов, эпоха и обстоятельства создания его произведений. Так что не только предъюбилейные дни – а именно 60-летию Победы постановщики (режиссер – Александр Чуйков) посвящали этот спектакль – подогревали интерес к премьере.

Скажу сразу: сериал отвратительный, и недаром родственники Серовой и Симонова запретили употреблять имена актрисы и писателя, и даже исполнителям ролей исполнять произведения и фрагменты ролей. Авторы телефильма попытались более объективно раскрыть личность действительно заметного человека – писателя, общественного деятеля. Уже за то надо быть благодарным Константину Симонову, что он дал советским читателям возможность увидеть, хоть и купированным, роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Впрочем, люди моего – среднего поколения – хорошо помнят Константина Михайловича по телепрограмме «Солдатские мемуары», с которых началась на ТВ Великая Отечественная с человеческим лицом – лицом конкретного солдата, который пропахал пол-Европы. Помним и уверена любим его «Парня из нашего города» (который в 70-е довольно часто шел, и не только по «датским» поводам, на экране и на радиоволнах), «Живых и мертвых»… Не говоря о его замечательной лирике. Если уж вспоминать: кажется, к 30-летию Победы вышло телепродолжение «Так и будет». Смутно помню образы уже зрелой Ольги Федоровны, Анны Григорьевны Греч, а вот названия не помню.

«Так и будет» -- это, конечно, военный лубок. Нет-нет, не вкладываю в это определение никакого негативного смысла. Именно такие спектакли, кинофильмы, литературные произведения, созданные еще до Победы, дарили надежду, положительные эмоции, укрепляли веру в то, что вот-вот закончится война, вернутся близкие, и любовь поможет превозмочь, залечить все раны. И будет небо синее, и трава будет зеленою… Я единственный раз в жизни видела (и то краем глаза), как мой отец плакал: мы смотрели фильм «В шесть часов вечера после войны». Может быть, он припоминал, как они, три брата, смотрели кино в сельском клубе, ждали с фронта отца, тревожились о нем, вспоминали пропавших без вести и погибших дядей? Так что ни слова про условность жанра – не нам судить!

Сам спектакль в трактовке тверских мастеров сцены достаточно добротен, интересно оформлен – кулисы задрапированы и отделаны на манер шинелей (хотя не скрою: сначала сложилось впечатление, что гуливеры откуда-то оттуда, свысока наблюдают за страстями лилипутов). Пьеса дает простор для творчества постановщика и актеров разных амплуа: в ней есть и юмор, и милая наивность, и детская непосредственность (в спектакле участвует юный артист Степан Каменев, который играет воспитанника главного героя, сына полка Ваню). Удивительно хороша в маленькой роли Наина Хонина (тетя Саша, сестра архитектора Воронцова): добрая деревенская тетушка-хлопотунья с чутким сердцем. Про других артистов, занятых в постановке, сказать можно так: играют ровно, просто, не перегружая надуманными мизансценами и гримасами сюжет пьесы.

И все бы было хорошо, если не задаваться вопросом – и не только по поводу этой постановки этого театра: а будет ли востребован творческий продукт через полгода, год, полтора? Сам по себе, вне памятных дат, он будет интересен зрителю? Конечно, есть еще такая категория публики школьники, изучающие литературу и историю… Впрочем, гораздо важнее ответ на другой вопрос: будут ли помнить о тех, кому сегодня посвящаются громкие речи, после того как отгремят юбилейные салюты?

Горожанин. Тверь -2005.- май.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info