ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Виктор ЧУДИН ЗОЛОТОЙ ЗАПАС ПРОВИНЦИИС распадом государственного Союза ССР разлетелись на суверенные осколки и союзы творческие. Однако вожделенная свобода обернулась для региональных отделений элементарной брошеностью на произвол стихии рынка и духовного беспредела. Былая зависимость от центра (прежде всего финансовая) в миг улетучилась, а провинциальная культура оказалась у разбитого корыта нищеты и непосильных проблем - в полном, далеко не гордом одиночестве. Тверскому отделению Союза театральных деятелей (СТД) России повезло, что одиннадцать лет назад (в ту самую лихую годину) его возглавил Александр Чуйков. Человек по натуре добрый и отзывчивый, сам из актерской братии, он, обладая чувством здорового консерватизма, сумел сделать главное - сохранить творческую организацию, сплотить вокруг нее театральные коллективы области и сообща выжить в тяжелейшие годы реформ и перестроек. При этом удалось соблюсти чистоту репутации театра: в храм не были допущены торговцы. Все пять губернских театров (то ли во имя, то ли вопреки) отстояли тем не менее свою востребованность у зрителей без помощи казино и прочих увеселительных заведений. Театральное зрелище хотя и обрело рыночный статус товара, но по крайней мере на тверской земле товар этот не выдается в нагрузку или в качестве довеска Когда идеологические маски были за ненадобностью выброшены на свалку истории, СТД перестал быть властной, начальствующей структурой в театральном хозяйстве. А потому функции Александра Чуйкова пришлись ему не только по душе, но и по службе. Внутренняя установка - помогать, а не руководить - как нельзя более точно соответствует жизненным потребностям наших театров. Неизбежные, особенно в творческих коллективах, конфликты всегда разрешаются на уровне человеческих отношений, без каких-либо публичных "порок" и уж тем более организационных выводов. Не случайно коллеги величают Чуйкова по-свойски Сан Санычем (есть в этом созвучии что-то японско-уважительное). Закономерно также и то, что в очередной раз они избрали его своим председателем. Ведь по сути СТД сегодня является профессиональной организацией работников театра, а Чуйков - профсоюзным лидером. Не больше, но и не меньше. Основная сфера его деятельности - социально-бытовая. Бесспорно, авторитет народного артиста России, одного из ведущих актеров главной губернской сцены помогают ему в решении многочисленных повседневных задач на этом ответственном поприще. Как правило, у творческой личности пресловутая коммерческая хватка отсутствует. Однако спасительная житейская сметка в Чуйкове есть, и проявилась она, в частности, в том, что его организация стала полноправным членом торгово-промышленной палаты (ТПП). Этот добровольный альянс материи и духа весьма полезен и плодотворен для них обоих. Финансовая поддержка со стороны предпринимателей сполна компенсируется не только реальной и активной культурной средой, без которой душа уподобилась бы кошельку набитому, но и конкретным привлечением актеров (в основном молодых) для участия в костюмированных театрализованных действах при проведении различных мероприятий и акций ТПП. Умеет ладить Сан Саныч и с губернским начальством. Впрочем, как раз здесь субъективных трудностей, по его признанию, нет. Напротив, с губернатором Владимиром Платовым и его заместителем Ольгой Пищулиной, а также с председателем комитета по делам культуры Сергеем Кислухиным и другими ответственными работниками администрации области у союза полное взаимопонимание. "Они прекрасно осознают, - говорит мой собеседник, - что состоятельность СТД как организации определяется прежде всего его творческими, а не финансовыми возможностями и что в этом смысле мы выглядим вполне убедительно". Другое дело, что для более успешной реализации творческого потенциала театров необходимы все новые и новые средства, которых - объективно - или недостаточно, или вовсе нет. Однако и в подобной ситуации поддержка администрации остается ощутимой и действенной, даже когда проявляется она в символических формах повседневного внимания и моральной поддержке каких-либо начинаний в театральной жизни области. Вот и недавно, по словам Александра Чуйкова, в комитете по культуре состоялся очень важный и приятный во всех отношениях разговор. Речь шла о проведении в нашем городе на базе ТАТД ежегодного Дня театра Тверской губернии. Проходить он будет в конце октября, ориентировочно 29-го числа (если комсомольцы не будут "против", поскольку это традиционно их день). На этот форум привезут лучшие свои спектакли последних двух лет театры из Кимр и Вышнего Волочка. Вместе с тремя тверскими они начнут состязаться на глазах у местной и, хочется надеяться, восторженной публики в своем мастерстве. Учреждены призы и награды за лучшие актерские и режиссерские работы. Конечно, это будет не московская "Золотая маска" и уж точно не "вся покрытая "зеленью" премия "Кумир". Увы, нашему счастливчику-лауреату не придется ломать голову, подобно блистательной Лидии Смирновой, получившей эту самую премию, куда деть от греха подальше еще и специальный приз из драгоценных металлов, сплошь усеянный не менее драгоценными камнями. Не торопитесь, местные банкиры, предлагать свои сейфы на хранение. Хотя, возможно, придет и ваш час. А пока о "золотом запасе провинции" можно говорить только образно. Его составляют люди, которые, несмотря на неимоверные тяготы свалившейся на них "новой жизни", не впали в отчаяние и безверие. Возможно, близость к корням, к истокам истинной народности, а также так долго раздражавший эстетов нравственный консерватизм не позволили их яростно атакованным душам окончательно захлопнуться: они по-прежнему открыты любому проявлению настоящего искусства. В чем наверняка мы сможем вскоре убедиться на новом тверском театральном форуме. Тверская жизнь. - 2001.- 14 сентября. [ http://tverlife.ru ] |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info