ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Владимир НЕУГОДОВ ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРА ЧУЙКОВАДа, этот заголовок подсказан названием премьерного спектакля ''Любовь Маргариты Готье", создание и постановку которого на сцене Тверского академического драмтеатра осуществил народный артист России Александр Чуйков. Но даже при отсутствии такой подсказки я бы все равно озаглавил эту публикацию именно так, поскольку о чем бы ни шла наша беседа, Александр Александрович говорил о любви - любви к своей жене, театру, коллегам, зрителям, а в целом к жизни. Однако и он сам давно любим тверскими театралами как прекрасный актер и человек. И сегодня у нас есть хороший повод признаться ему в этом: 4 апреля нашему Сан Санычу исполняется 70 лет, из которых 45 он отдал служению театру. - Александр Александрович, 70 лет- это долгий путь, на котором наверняка есть определенные вехи. Какие события или даты в своей жизни вы читаете ключевыми? - Начну, разумеется, с даты своего рождения и с того, что мои родители - работники Рязанского кожевенного завода - были активными участниками агитбригад, а также играли в самодеятельном театре(маме даже прочили актерскую карьеру). Театралами были моя старшая тетра и тетка. Именно тетка впервые повела меня в театр, когда мне было пять лет. Уверен, что все это определило следующую ключевую дату - 1 декабря 1960 года. К ней я шел, сначала перепробовав почти все кружки Рязанского Дома пионеров, но оставшись в драматическом, затем активно участвуя в художественной самодеятельности и народном театре, после чего был техникум, работа строителем, институт и наконец уже названная дата, знаменательная для меня вдвойне. В этот день я был принят в труппу Рязанского драматического театра и впервые увидел его режиссера Веру Андреевну Ефремову- мою будущую супругу. Где- то рядом и еще одно событие, связанное с приездом в Рязань известного искусствоведа Бялика. Анализируя спектакль"Варвары", он прокомментировал строку"Гогин - артист Чуйков" короткой, но очень значимой для меня фразой:"Удивительная работа", - роль Гогина-то была у меня самой первой на профессиональной сцене. Пять лет в Рязани, три года в Калуге, семь в Ульяновске- все это те самые вехи, знаменательные не столько моими новыми ролями, сколько вознесение этих театров Верой Андреевной на новые высоты. Причем здесь можно говорить о спасении и возрождении Ульяновского драмтеатра, на афише которого к приходу Веры Андреевны был один единственный спектакль, а через семь лет мы получили приглашение в Москву на гастроли. Наконец, 32 года назад нашим родным театром стал нынешний Тверской академический... - Был ли у вас свой "Гамлет" как роль - мечта, наверное, любого актера - удалось ли вам ее сыграть? - Вы знаете, но творческая судьба сложилась так, что в осуществленную мечту превращалась почти каждая из сыгранных мною ролей. Дело в том, что в выборе ролей я всегда доверял Вере Андреевне. Чего греха таить, бывало и внутреннее несогласие с ее решением. Например, в пьесе ''Океан" я видел себя Платоновым и, кстати, сначала и был назначен на эту роль. Но затем Вера Андреевна заявила:"Нет, ты будешь играть Куклина". Всего несколько репетиций было достаточно для осознания, насколько она была права. А уже на премьере я ощутил, что и эта роль - из тех, о которых я мог только мечтать. Но при этом должен сказать и о том, что понятия "роль по блату" в нашей семье не существует. Да, у меня были периоды, когда я играл каждый вечер. Но бывали и годы простоя. Что поделаешь - такова актерская жизнь. - Александр Александрович, а как на сцене нашего драмтеатра появляются именно те пьесы, которыми и наслаждается тверской житель? Взять, к примеру, нынешнюю премьеру -"Любовь Маргариты Готье". Почему вы выбрали для сценического воплощения именно"Даму с камелиями" Александра Дюма-сына, а не иное произведение и не другого автора? - Еще Станиславский говорил :"Если пьеса вошла в тебя - ставь ее". И этому завету мы с Верой Андреевной следуем всю свою творческую жизнь, отбирая для постановок лишь то, что затронуло душевные струны каждого из нас. Что касается выбора мною конкретно"Любви Маргариты Готье", то именно ее литературная первооснова -"Дама с камелиями" , воплощенная Веди в опере "Травиата", - стала моей первой театральной любовью. Мне было двенадцать лет, когда моя старшая сестра повела меня на"Травиату". Итогом того спектакля стало потрясение увиденным, а затем, уже годы спустя, любовь к французской литературе и драматургии. И вот в 1999 году, перечитав вновь ''Даму с камелиями", я ощутил те самые душевные струны и начал работать над инсценировкой романа, увидев в нем историю не куртизанки, женщины, для которой вершина любви - духовное единение. - В вашем ответе вновь прозвучала фраза:"Мы с Верой Андреевной". И это не удивительно, поскольку вас с супругой не только тверские театралы воспринимают как единое целое. Поделитесь, пожалуйста, своим рецептом семейного счастья, не заметить которое невозможно. - Прежде всего я хочу опровергнуть тех, кто утверждает, что с годами любовь трансформируется в иные чувства. Нет, настоящая любовь не уходит, а лишь выражается в разные периоды жизни по-разному. Ну скажите, уехать с друзьями на рыбалку и уже через час ощутить, что тебя тянет домой, или вслушиваться на худсовете и в выступление жены, и в сам ее голос, зная, что она неважно себя чувствует, - разве это не любовь и разве это не счастье? Я благодарен Вере Андреевне за очень многое, включая даже ее родителей - настоящих интеллигентов. Но прежде всего - за полное единение почти во всем: для нее, как и для меня, все люди - хорошие, мы очень любим, когда к нам приходят и даже гостят близкие нам люди, наша общая слабость- природа... Но более всего нас роднит любовь к театру, переживание за его сегодняшний день и завтрашнюю судьбу. Ну а то, что после работы Вера Андреевна любит уединиться в тишине, а я - включить свой любимый спортивный телеканал, так это, пожалуй, единственное, в чем мы разные. Но и это прекрасно. - Вы сказали о проживаниях за будущее своего театра. Но это будущее уже отчетливо видится в сегодняшних молодых актерах - выпускниках Тверского курса знаменитой"Щепки", профессором которого вы являетесь. Светлым должно быть это грядущее, не так ли? - Начну с того, что я всегда считал и считаю Щепкинское училище самым лучшим театральным учебным заведением страны. Создание 13 лет тому назад его курса в Твери рассматриваю как честь и в тоже время признание уровня и заслуг нашего театра. Сегодняшний итог этих лет- три выпуска и 16 молодых актеров в составе нашей труппы. Причем Дарья Плавинская, Ирина Погодина, Елена Филатова, Евгений Романов и некоторые другие - это те, кому по плечу любые роли. И это не случайно, потому что в основе щепкинской школы-"закон переживания" и классика как единственный инструмент его постижения. Да, я радуюсь, видя сегодняшнее молодое поколение тверских актеров, и с большой надеждой вглядываюсь в лица студентов уже четвертого набора нашего курса. - А что в будущем зритель может ожидать от народного артиста России Александра Чуйкова? - Согласитесь, 70 лет - это возраст не для грандиозных и долгосрочных планов. И те не менее очень хочу взяться за пьесу, посвященную тверской истории. Конкретно - личности Александра Павловича Бакунина, который 18 лет был губернатором Твери и очень много сделал для нашего города. А к этой мысли меня привели книги нашего замечательного писателя и исследователя рода Бакуниных Владимира Ивановича Сысоева. Очень надеюсь на его сотрудничество. Уверен, что такая пьеса сегодня просто необходима тверскому зрителю. - Ваш сегодняшний день - явный повод для подведения, разумеется, промежуточных итогов. Какие из них вам видятся главными? - Прежде всего вернусь в те годы, когда художественный руководитель нашего театра Вера Ефремова решительно взяла курс на классику. Чего греха таить, оппонентов, кивающих на театральную Москву, заполненную современностью, а вернее пошлостью и примитивизмом, у нее было предостаточно. А сегодня 95 процентов репертуара столичных театров - классика. И в то же время время далеко не пустует и зал нашего театра, за что нижайший поклон тверскому зрителю. Разве это не итог, которым можно только гордиться? А академическое звание театра и высокие звания многих моих коллег, с которыми мне посчастливилось работать, - разве это не счастье? Наконец, мои роли... Да даже если бы мне довелось сыграть только Каренина, я бы мог сказать, что эти годы прожиты не зря. Но у меня были десятки ролей, о которых можно только мечтать. Это огромное везение. И все же главное мне видится в том, что я нередко слышу даже от незнакомых людей:"Здравствуйте, Сан Саныч", - и ощущаю, как я их люблю. Но при этом есть для меня одна женщина - Вера Андреевна Ефремова, адресуя которой слово"Любовь", я почти полвека произношу его с большой буквы. А все это значит, что я счастливый человек. И для меня в будущем главное - сохранить эту способность любить все и всех. Без этого жизнь невозможна. Горожанин. Тверь -2006.- 4 апреля. |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info