ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ПРЕССА
СЕЗОН 2007-2008


Игорь МАНГАЗЕЕВ

МИХАИЛ ТВЕРСКОЙ ПО ВЕРСИИ ГЕОРГИЯ ПОНОМАРЕВА

Своеобразный рекорд установил спектакль «Михаил Тверской». Двадцать лет он не сходит с малой сцены Тверского театра драмы, что для моноспектакля вообще нехарактерно. Тем более для провинциального театра. Автор и исполнитель спектакля -- заслуженный артист России Георгий Пономарев. Идут годы, а зрительный зал все еще полон.

В разгар перестройки инсценировка романа Дмитрия Балашова «Великий стол» призывала к возвращению к историческим истокам. Но спектакль злободневен и сегодня, когда историческая наука заново осмысливает многие аспекты взаимоотношений Руси и Золотой Орды.

После того, как автор серии романов о первых московских князьях Дмитрий Балашов был найден убитым на собственной даче почти восемь лет назад, именно на плечи Георгия Пономарева легло бремя трактовки сложнейшего периода в истории Тверского края. Справиться с этой задачей Георгию Николаевичу помогает незатихающая полемика как вокруг памятника Михаила Тверского, так и касающаяся места Бортеневской битвы, до сих пор точно не установленного.

Родился Георгий Пономарев в городе Кирове. Окончил Высшее театральное училище имени Щепкина при Малом театре России и с 1959 года играл в Челябинском театре, а с 1963 года -- в Калининском ТЮЗе. В 1970 -- 1973 годах он работал в театре Группы советских войск в Германии, а затем -- в Тверском театре драмы.

Создатель спектакля, его режиссер и художник, Георгий Пономарев настолько углубился в тему, что давно уже перешел от простого инсценирования к самостоятельному написанию новых сцен. Теперь спектакль длится не полтора часа, а около двух.

«Михаила Тверского» видели зрители едва ли не всех городов Тверской области, он был показан московскому зрителю, псковичам, тарусянам (Калужская область), в городе-побратиме Оснабрюке и т.д. О спектакле
неоднократно рассказывало российское телевидение, а радио «Россия» делало передачи и о Михаиле Тверском, и о самом спектакле.

В 1994 году Г.Н. Пономарев со товарищи создал Общество Михаила Ярославича Тверского. Немало Пономарев, возглавивший это общество, обил чиновничьих порогов, чтобы добыть хоть немного средств на ту или иную акцию. Удалось выпустить книгу «Отечестволюбец Михаил Тверской» и несколько буклетов. В 1998 году он написал киносценарий о благоверном князе Михаиле. Фирма, спонсировавшая фильм, прогорела, но сценарий получилось опубликовать в «Литературной газете». А в 1999 году им же был написан сценарий к фильму о князе Михаиле «У подножия Голгофы», события в котором начинаются и заканчиваются в современном Буденновске. Из сценария впоследствии родилась книга «Первый великий князь всея Руси Михаил Тверской и его Голгофа. Притча о России», представляющая собой киноповесть с сопутствующими рецензиями и статьями на эту тему. А в начале нынешнего года из печати вышла новая книга Пономарева -- « Бортеневская битва: мифы и реалии».Самопожертвование князя во имя спасения от карательного похода ордынцев, спасения многих и многих русичей от насилия и плена -- редкий факт в российской истории, сравнимый лишь с подвигом святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.

В «Житиях всех святых» рассказывается, что епископы и бояре видели, с каким изумительным смирением благоверный князь терпел обиды от племянника -- Юрия Даниловича Московского. Князь Михаил великодушно уступил ему великое княжение.

Но когда терпение кончилось, Михаил победил Юрия и взял в плен все его семейство. С пленниками он обращался ласково и милостиво, однако умерла жена Юрия -- Кончака, доводившаяся хану сестрой. Тогда Юрий оклеветал тверского князя перед ханом, будто бы Михаил уморил жену его. Хан потребовал к себе князя и отдал под стражу. Злодеи, подосланные Юрием, умертвили князя Михаила. Это было в 1318 году. Тело святого князя было отправлено в Москву и похоронено в церкви Спаса на Бору в Кремле. Когда же узнали о смерти святого князя жена Анна (Кашинская) и дети, то с позволения Юрия перевезли тело в Тверь, в выстроенный им при жизни Спасский храм.

Был ли у Михаила выход? Наверное. Он мог спрятать семью, оставить защищать Тверь воевод во главе со старшим сыном Дмитрием, а сам устремиться в Орду, упасть перед ханом, вымаливая пощаду. Михаил стал бы не первым и не последним из тех, кто подобным образом сохранил себе жизнь. А мог и приготовиться к длительной осаде кремля, которая закончилась бы унизительным, но все же миром.

Михаил выбрал третий путь, предпочтя гибель «за други своя». А в 1327 году тверичи поднялись на самое крупное антиордынское восстание. Эти события запечатлены в «Песне о Щелкане Дудентьевиче».

…Все, кто видел Георгия Пономарева на сцене, знает, как щедро, с величайшей самоотдачей он играет каждую роль. Он задействован во многих спектаклях. Главный режиссер театра Вера Ефремова привлекает его и как постановщика боев. Но «Михаил Тверской» -- это, конечно, вершина творчества артиста. Как и реконструкция Бортеневской битвы, воспроизведенная в ноябре прошлого года под стенами Старицкого Успенского монастыря при прямом участии Георгия Николаевича.

Моноспектакль «Михаил Тверской» высоко оценили академик С.О. Шмидт, доктора наук Е.М. Верещагин, Г.В. Попов, народные артисты России Н.И. Корниенко, Э.Е. Марцевич и другие. Положительно оценил спектакль и экс-губернатор Владимир Платов, портретное сходство с которым великий князь обнаруживает на картине, висящей над парадной лестницей в здании областной администрации.

Пономарев поставил еще один моноспектакль -- «Алексий и Михаил» о внуке Михаила Тверского Михаиле Александровиче. Итогом многих раздумий стала пьеса «Два Михаила». Но визитной карточкой Твери, по мнению известной столичной писательницы Ксении Мяло, является спектакль «Михаил Тверской». Актера приглашают в гости к старшеклассникам -- почитать Тютчева, Пушкина, Солоухина, Есенина. И на вечера тверских поэтов. И на литературные встречи лингвострановедческого клуба «АНЕФРА» в гостиной областной библиотеки имени Горького.

Одним из первых его удостоили высшей награды области -- креста Святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского.

Вече Твери. -2008.- 22 мая.


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info