ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ПРЕССА
СЕЗОН 2009-2010


Александр ДЫЛЕВСКИЙ

В «Ревизоре» Андрианову сделали городничим

Не все ли равно, какого пола герой, говорит режиссер

Сегодня в Тверском академическом театре драмы волнительный день. Премьера «Ревизора» – спектакля, работа над которым велась с мая прошлого года. Главная «изюминка» постановки в том, что роль городничего отдана… народной артистке России Ирине Андриановой. Нет, в мужчину она в спектакле не переодевается – просто режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств Валерий Персиков решил сделать роль женской.

«Ревизор» в Тверском театре драмы, по словам актеров, которые вообще-то перед премьерой традиционно сдержанны в оценках, обещает быть действительно изощренно-постановочным и интересным.

Сам Валерий Персиков в вечер одной из последних репетиций, оставив на десять минут дела, забежал в гримерку к своему давнему другу, народному артисту России Константину Юченкову, который уже переоблачился в Антона Антоновича – мужа главной городской чиновницы. Здесь, в гримерке, и удалось переговорить с режиссером-постановщиком.

В оценках Валерий Персиков тоже был предельно сдержан. Речь шла больше о Гоголе.

– Гоголь говорил о своих современниках так: в этих людях по отношению к своему чину, положению гораздо больше электричества, чем в отношениях любовных. Поэтому не все ли равно, какого пола герой? К тому же это снимает привычность восприятия, – рассуждает Валерий Персиков. – Все привыкли к «седому ежику» – осанистому мужчине, и зритель как бы заранее все знает. А тут… Может, текст смогут услышать лучше.

– Техническое желание уйти от хрестоматийности, – так характеризует смелое решение сделать роль городничего женской Константин Юченков.

А городничий Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская в исполнении Ирины Андриановой получилась дамой, совсем не похожей на гоголевский «прототип». Героиня Андриановой воплотила в себе типичный образ женщины, наделенной властью, с пытливым умом и склонностью к деспотизму. Что говорить, получилось очень интересно.

Первая встреча режиссера Персикова с Гоголем состоялась ни много ни мало 15 лет назад, в 1995 году, когда он поставил на сцене Тверского театра драмы «Женитьбу». (Актерский состав тогда, кстати, был почти такой же, как в сегодняшнем «Ревизоре».)

Почему теперь именно «Ревизор»? Отвечая на этот вопрос, режиссер-постановщик сказал:

– У Гоголя свойство такое, может, интуиция, может, дар – впрочем, как у любого гениального человека – угадывать общечеловеческие процессы, которые еще не сформировались в то время, но сформируются в будущем. Конечно, социальные явления, описанные в «Ревизоре», имели место и тогда, в первой половине XIX столетия, но насколько ярко они проявляют себя в нашем времени, сейчас! Любовь к женщине, любовь к детям, стремление к реализации, связанные с верой, с Богом, с предназначением, подменяются чином, знаками, деньгами. Человек не реализует себя, но остро нуждается в знаках самореализации.

Валерий Персиков создает в спектакле образ прошлого, переходящего в будущее, – образ скорее вневременной. Даже костюмы в «Ревизоре» не привязаны к определенной исторической эпохе. Они, по словам Константина Юченкова, эклектичны. Хлестаков, например, в черных узких штанах и белой рубахе предельно современен, как и Марья Антоновна в красном платье. Антон Антонович в ярком костюме больше похож на сказочного персонажа. Служаки (почтмейстер, судья, попечитель и прочие) ближе к своим прототипам того времени.

– Для Гоголя ведь реальность фантастична, – говорит Персиков. – Он смотрит в душу человека, он не бытописатель. Быт быстро меняется, душа человека имеет иные, более медленные, критерии изменчивости…

Беседа прервалась звонком на репетицию (репетировали второй акт). Просидев на ней два с лишним часа, наблюдая, как скрупулезно и долго оттачивается каждое движение, каждая реплика, я открыл для себя: «Ревизор» действительно далеко не так прост в визуальном переложении, как кажется, когда читаешь пьесу. И, конечно, постановка очень интересна и красива, особенно с точки зрения сценографии и музыкального сопровождения.

Режиссер-поста-новщик, как это водится, в зале не сидел, а постоянно взлетал на сцену, показывая актерам, как нужно двигаться и говорить. Он принимал пожелания актеров и импровизацию. «Он заразителен в творчестве», – говорят про него в театре, и это действительно так. Я ушел с репетиции в девятом часу вечера примерно на середине второго акта. Думается, сцена опустела уже поздней ночью.

Сегодня первый премьерный день «Ревизора». Ничего больше не хочется говорить, чтобы не стучать по дереву, как это заразительно-суеверно проделывают в театре перед премьерой.

«Ревизор» приехал, господа!

Тверские ведомости. -2010.- 29 января. [ http://tveroblpress.ru/tverskie_vedomosti ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info