ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Игорь МАНГАЗЕЕВ ЛЮБОВЬ ЗАПОЗДАЛАЯ
Обычно, чем старше становится человек, тем меньше вокруг него остается верных друзей. Две давнишние подруги Наташа Калядина и Женя Рощина, которым хорошо за семьдесят, коротают вместе дни только потому, что у них никого больше не осталось. Живут они в основном воспоминаниями. Подруги выросли в одном дворе, учились в одном классе, потом вместе поступили на актерский факультет. Только Наташа стала звездой советского экрана, с блестящей карьерой и высокопоставленными любовниками, а потолок Жени — роль Золотой Рыбки в вечерней сказке для малышей и должность худрука драмкружка во Дворце пионеров. Теперь обе женщины — всеми забытые бедные пенсионерки, с тюремным опытом, шлейфом романов и обманов. Они поругивают новые порядки, оплакивают потери. Не будучи в состоянии достойно переживать жалкое существование, Наташа пытается унизить Женю и утвердить свое превосходство. Они оттачивают друг на друге колкости и, удовлетворенные достигнутым эффектом, уходят на кухню якобы заниматься без помех своими делами. Иронично и горестно звучат перепалки немолодых женщин, которые очень трогательно и как-то по-детски играют в игру «сама дура». Но обе не теряют надежды на то, что им еще улыбнется судьба. Ожидание журналиста, обещавшего взять интервью у Наташи, вновь привело в движение их языки, и пробудило мечты. И в их доме действительно появился мужчина... Израильтянину Гарри Котляру было суждено стать катализатором отношений героинь. В спектакле задействованы только корифеи. Класс игры демонстрируют народные артистки России Наина Хонина (в роли Наташи Калядиной), Вера Рычкова (ее подруга Женя Рощина) и заслуженный артист России Николай Бутрехин (в роли весьма зрелого героя-любовника Гарри Котляра), которого иногда подменяет Виталий Синицкий. Это не бенефис и не юбилейная постановка, хотя пьеса идеально подходит для того и другого. Замечено, что актеры любят играть актеров — тут можно выставить полный счет к профессии, которую принято любить и ненавидеть одновременно. Играя актеров на сцене, артисты, как правило, откровенны и ироничны. Спектакль от этого только выигрывает. Пьеса «На закате солнца» близка к мелодраме, однако идея постановки гораздо глубже, в ней много смыслов. Это размышление о том, что все поступки, совершенные нами, возвращаются к нам бумерангом и как тогда устоять под его ударами!.. Одно дело — играть старух с молодости, существует такой типаж, востребованный в творческом отношении до глубокой старости. Сложнее с теми, кто жил в образах роковых красавиц. Многочисленные поклонники, слава, деньги, бурная светская жизнь — отвыкнуть от такого сложно. Но возраст гонит гордых, привыкших к обожанию дам с театральных подмостков… В сюжетную канву спектакля «На закате солнца» вплетены многие приметы советской эпохи — черный лимузин Берии, медицинский спирт, лагерный опыт, еврейская эмиграция. Все это, казалось бы, в прошлом, но сентиментальный сюжет вдруг совершает неожиданный виток. Маленький мир двух старых женщин переворачивается в последних, самых драматических сценах спектакля. Свое пребывание в последней трети полуторачасового спектакля Гарри Котляр превращает в парад благородства. И одна из двух семидесятисемилетних подруг решается круто изменить жизнь, выйдя за него замуж и уехав в другую страну. Импотенция — в самом широком смысле слова — не коснулась наших «стариков», а совсем даже наоборот. И это второй подтекст пьесы. Тут, наверное, следует заметить другое: странное отсутствие такой беззаветной любви у персонажей среднего поколения. Театральным героям среднего возраста свойственны муки потревоженной совести и ночные бдения интеллекта, но им совершенно чужды любовные чувства. Любовь не самое сильное чувство в судьбе многочисленных действующих лиц современных пьес. Но, как известно, любовь бывает эгоистичной. Конечно, равнодушие и эгоизм не одно и то же. Равнодушный человек не заинтересован и в самом себе, эгоисты же поднимаются до высокой страсти, причем подлинный эгоизм возможен в случае пережитой любви к другим. Одна из наших героинь встала перед выбором: пожертвовать дружбой ради давней любви и чувствовать себя виноватой перед брошенной подругой или оставить все как есть. Это еще один план. В любом случае «На закате солнца» будет пользоваться успехом, потому что характеры персонажей взяты из действительности и понятны любому зрителю, не только завзятому театралу. Скажем, что «На закате солнца» получил премию на всероссийском драматургическом конкурсе «Действующие лица». Сюжет кому-то может показаться незамысловатым, но с первых же минут заинтересует зрителя благодаря реальной житейской правде, лирике, драматизму и комедийным ситуациям. В нем в чудесно соединены ностальгия и откровенность, наивность сюжета и простота изложения и даже понимание специфики такой сложной профессии, как журналистика. Как мне показалось, актерам нашего театра было легко держаться утраченных многими труппами «высоких творческих принципов» и «благородной миссии искусства». Фото автора Вече Твери. -2010.- 18 марта. |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info