ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
| Константин ЦАРЕГРАДСКИЙ ОПАСНЫЕ ГАСТРОЛИСпектакли Тверского Академического театра драмы вызывающе несовременны – и тем очень хороши
Тверичи привезли в столицу пять спектаклей: «Анна Каренина» Толстого, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Елизавета против Елизаветы» («Мария Стюарт» Шиллера), «На всякого мудреца довольно простоты» Островского и «Михаил Тверской» (моноспектакль по роману Д.Балашова). О каждой из этих постановок можно много говорить, спорить, восхищаться и негодовать – кому как угодно. Я позволю себе остановиться на двух, которые произвели самое сильное впечатление. «Анна Каренина» прекрасна лично для меня тем, что это тот самый классический спектакль, в котором не режиссер выходит на первое место со своим расфуфыренным «я», а автор – Толстой. Увиденное я сравнил бы со старыми экранизациями спектаклей МХАТа, Малого и других театров, которые изредка еще можно увидеть на канале «Культура». В.Рычкова (Анна Каренина), К.Юченков (Вронский) и А.Чуйков (Каренин) – вот кто выводит тверской спектакль на высокий художественный уровень. Их жизнь на сцене позволяет преодолеть и заметную разорванность инсценировки. Дело в том, что из сценического действия полностью удалена сюжетная линия Левин – Кити, и все внимание зрителя таким образом концентрируется на взаимоотношениях трех главных персонажей. Первую часть спектакля я вообще назвал бы «Алексей Александрович Каренин». А.Чуйков в этой роли неподражаем. Говорят, что актеры иногда выступают прокурорами для своих героев, а иногда адвокатами. Чуйков своему Каренину, конечно, адвокат. В его персонаже нет ни грана занудства, все его поступки по-человечески понятны. Характерные жесты, грим, походка – все работает на образ. Но главное – речь. Всю роль артист ведет на пониженных тонах, лишь один или два раза позволяя себе повысить голос. Как это не характерно для нынешнего театра, но как убедительно! Константин Цареградский: Как вы оцениваете прошедшие гастроли? Вера Ефремова: Должно пройти какое-то время, чтобы дать полную оценку. Но я считаю, что вполне достойно. Спектакли шли, может быть, не всегда ровно, но в любом случае, достойно. К.Ц.: Каково ваше режиссерское кредо, с чем вы подходите к постановке пьес? В.Е.: В каждом случае, конечно, индивидуальный подход, но мой закон, по которому я живу в театре, – это слава человека, это нахождение в человеке в любых обстоятельствах его лучших качеств. Я стремлюсь, чтобы со всеми, кто сидит в зале и, может быть, в себе не чувствует чего-то такого, – чтобы с ними что-то случилось после просмотра. Почему я об этом говорю? Время сейчас такое смутное, а у нас идут «Анна Каренина», «Вишневый сад», «Обрыв»... Приходят школьники галдят, шумят, но на спектакле такое ощущение создается, что зал пустой, заканчивается представление – и они еще сидят, а потом встают от восторга. Для меня выше награды нет. Я вижу эти лица, и понимаю, что здесь они встречаются с тем, с чем уже давно не встречались. Меня всегда интересовала глубокая, тонкая психология. Может быть потому, что я воспитана на хорошей литературе, может быть потому, что моя бабка была известным драматургом, все пьесы которой шли в Малом театре и в Александринке. Может быть потому, что отец был достаточно интересным режиссером. К.Ц.: Ваша «Анна Каренина», честно говоря, меня покорила. Чем вы сами объясняете успех спектакля? В.Е.: Самое главное – это Толстой, он нас вдохновляет на это. Если вы любите его, стараетесь проникнуться всем тем, что он написал, не только «Анной Карениной», но и «Войной и миром», «Воскресением», то он в вашей душе затрагивает такие струны, которые, может быть, спали. И когда они пробуждаются, то вы понимаете, что Каренин, Анна, Вронский – это совсем не то, что иногда нам кажется. Находятся какие-то совсем другие внутренние ходы. Жизнь человеческого духа – вот что главное. К.Ц.: Насколько я понял по спектаклю, актеры исповедуют эти же принципы. В.Е.: Это очень большое мое счастье. Тридцать лет я работаю с этой труппой, и в самых тяжелых спектаклях она мне никогда не изменяет. Даже если рядом идут спектакли других режиссеров, молодых, которые ищут что-то новое. К.Ц.: А как ваш театр откликается на запросы современного зрителя? В.Е.: Во-первых, мы одни из первых поставили «№ 13» Куни. Я не видела этого спектакля во МХАТе, но мы сделали его очень достойно. Пошлятины, дурновкусия у нас нет. Имя театра дороже. У нас все-таки интеллигентный театр. Пока еще... А это удержать очень трудно. Уже 10 лет существует тверской курс при Щепкинском училище. Мы берем ребят, мы их воспитываем, передаем им традиции лучшего времени нашего национального театра. Yтро.ru -2004.- 20 октября. [ http://utro.ru ] |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info