ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Петр РУЧНИКОВ ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ СУДЕБПремьерный спектакль Тверского драмтеатра «Темные аллеи», пользуясь киношным языком, получился как бы двухсерийный. В первой - почти мистическая история цыганки Тани, спевшей Пушкину перед его женитьбой на Наталье Гончаровой подблюдную песню, а она, «сказывают, не к добру». Во второй - почти мелодраматический рассказ о неудавшейся любви генерала и хозяйки постоялого двора, которые по молодости лет прошли мимо своего счастья. Серии не равнозначны по хронометражу и на первый взгляд совершенно отделены друг от друга. Материал, выбранный для первой части постановки, - воспоминания Татьяны Демьяновой о Пушкине, дошедшие до нас в записях писателя Болеслава Маркевича. Личность Татьяны Дмитриевны Демьяновой в истории русской культуры весьма примечательна. Она была в Москве знаменитой цыганской певицей, рассвет популярности которой пришелся на 1820-1830-е годы. Ее пением восхищались многие, в том числе и Александр Сергеевич.
Сегодня в «Темных аллеях» мы увидели прибежище цыганки Тани: стол с графином, скамья, покрытая цветастым платком. Бедность, старость.. Воспоминания цыганки Тани построены в виде диалога с писателем Маркевичем (артист Владимир Чернышов), с естественным уклоном в монолог певицы. Может, конечно, показаться, что присутствие на сцене мужика, который то старательно записывает за героиней, то отпивает из рюмки, да к тому же еще и говорит редко, ничем не обосновано и даже излишне. Однако в этом есть свой смысл, влияющий на восприятие спектакля. На малой сцене пространство собственно сцены и зрительского зала предельно размыто. Зритель поневоле оказывается соучастником всего, что происходит буквально в метре от него. В «Темных аллеях», кажется, в гораздо большей степени, чем в каком-либо другом спектакле. И тогда записывающий воспоминания цыганки не просто «мебель», он в принципе находится в равном (хотя несколько и привилегированном) положении со зрителями, что максимально приближает их к событиям, происходившим в конце семидесятых годов XIX века. Эта часть спектакля получилась на редкость атмосферной. В ней рассказ о поэте перемежается цыганскими романсами, исполняемыми драматично и прочувственно актрисой Наталией Плавинской. Она играет Демьянову почти с надрывом, что оправдано и художественной задачей, и литературным материалом. Это понятно, интересно и свежо. Ностальгическими нотами проникнута и вторая новелла. На постоялый двор приезжает генерал. Случайно выясняется, что его и хозяйку двора в молодости связывали нежные отношения, не получившие продолжения. Расставшись, каждый из них со временем «поймал карьеру и фортуну» и, казалось, забыл о прошлом. Только случайно встретившись после долгих лет разлуки, они поняли, что по-настоящему любили друг друга, но прежнего чувства им уже не воскресить. А надо ли? Опять тот же оправданный и легко объяснимый надрыв, горькие слезы в финале. Не претендуя на высокую режиссуру, спектакль, однако, заставляет задуматься о хрупкости и зыбкости того, что негласно принято называть любовью и о хитросплетениях человеческих судеб, пересекающихся в темных аллеях жизни, где так легко заблудиться. Тверская жизнь. -2003. - 21октября. [ http://tverlife.ru ] |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info