ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
А.Н. Островский
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ
ПРЕССА


Владимир НЕУГОДОВ

ВЕРА ЕФРЕМОВА: "ОСТРОВСКИЙ ВСЕГДА СОВРЕМЕНЕН"

«Еще раз репетируем второе и пятое действия, а также финал», - эта фраза художественного руководителя Тверского академического драмтеатра народной артистки России Веры Ефремовой прозвучала в минувшую субботу, означая, что работа над новым спектаклем уже практически завершена. Речь идет о спектакле по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты», премьера которого намечена на 24, 25 и 26 октября.

Накануне одной из последних репетиций и состоялась беседа с Верой Ефремовой как режиссером-постановщиком спектакля.

- Вера Андреевна, почему вами выбран именно этот классик и именно эта его пьеса?

- Признаюсь, для меня в русской драматургии есть два заветных имени - Чехов и Островский. А потому пьесы Александра Николаевича не случайно занимают заметное место в нашем репертуаре. Причем мы неизменно обнаруживаем, что наиболее посещаемой была и остается именно классика на нашей сцене и в первую очередь спектакли по пьесам Островского. Не учитывать это нельзя. Почему «Мудрец», а, скажем, не «Лес» или «Горячее сердце»? Я не случайно сейчас назвала два спектакля, которые наш зритель уже ожидал. Дело в том, что начавшаяся было работа над «Лесом», как говорится, «не пошла», и мы вынуждены были на время отказаться от нее. «Горячее сердце»?.. Ну откуда Александр Николаевич, вводя в действие пьяную компанию, мог знать об антиалкогольной кампании Горбачева, решившей тогда судьбу и этого спектакля? «Мудрец» же - пьеса ко времени и наш коллектив был полностью готов к работе над нею.

- В чем, на ваш взгляд, современность этого произведения, которому, заметим, уже 135 лет?

- Давайте вспомним, что главный герой пьесы Егор Глумов (его играет Александр Павлишин) - это молодой человек, вошедший в жизнь, в которой все значимые места, казалось бы, уже заняты. Он честолюбив, умен и совестлив. Первое обусловливает его высокие цели, второе - использование человеческих недостатков как средства ее достижения, третье - испытываемый при этом стыд и внутреннюю борьбу, в которой верх берет то, что выражается его ключевой фразой: «Над глупыми людьми не надо смеяться. Надо уметь пользоваться их слабостью. Надо льстить им грубо и беспардонно - в этом секрет удачи».

Теперь, наверное, излишне говорить, что путь Глумова - это истинный путь фактически любого из нынешних олигархов, считающего, что он достиг всего благодаря только самому себе. Прочие персонажи пьесы - сегодняшнее общество, без которого восхождение таких людей было бы невозможно.

- Чувствую, что при этом велик соблазн осовременить спектакль вплоть до модного ныне переноса времени действия в наши дни…

- Это было бы легко сделать, поскольку и из уст одетых по нынешней моде актеров текст Островского все равно звучал бы естественно. Но, может, потому наш театр и любим зрителями, что к классике мы относимся очень бережно. Вот и в этой работе современным будет только музыкальное оформление с преобладанием гротесковых мелодий. Во всем остальном - наше четкое следование оригиналу.

- Эта пьеса шла и идет на сценах многих театров. Есть ли в ее «тверском воплощении» что-то, например, из товстоноговской, захаровской или МХАТовской постановок, признанных самыми удачными?

- Нет. И дело в том, что мое режиссерское кредо - принципиально не смотреть наши будущие спектакли на сценах даже самых именитых театров - иначе некоторые «копии» просто неизбежны. К тому же уровень нашей труппы позволяет нам ставить любое драматургическое произведение так, как мы его понимаем.

- Кого из актеров театра мы увидим в его новой работе?

- Для краткости отвечу так: насыщенность пьесы действующими лицами позволила нам задействовать всех ведущих артистов театра и значительную часть нашей молодежи. Более того, впервые в истории нашего театра в столь крупной постановке участвуют и третьекурсники Тверского филиала «щепкинского» училища Евгения Голубева, Олеся Каширская, Тарас Кузьмин, Никита Березкин, Алексей Марков и Марат Мельник. Это будет их дебют на большой сцене.

- На что бы вы ориентировали своих завтрашних зрителей?

- На удовольствие от новой встречи с бессмертной драматургией Островского и смех, рожденный его блестящим юмором. Но при этом я посоветовала бы пристальнее вглядываться в действо на сцене и персонажей спектакля. Нет, он далеко не политический, но многое из нашей жизни и многие даже нынешние олигархи и политики узнаваемы…

Тверская жизнь. -2003. - 24 октября. [ http://tverlife.ru ]


© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info