ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Владимир НЕУГОДОВ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ К НАМ
С тем и войдем в зал, чтобы сразу же обнаружить, что спектакль фактически начат еще до того, как Егор Глумов произнесет свою первую фразу: «Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями». И начинает действие художник Александр Иванов, еще в «Анне Карениной» продемонстрировавший редкое умение минимумом декораций предельно полно иллюстрировать сценическое действие. В данном случае декорация - не только «действующее лицо», но и анонс спектакля: лестница, ведущая вверх, - это путь, который предстоит пройти Глумову, ее ступени - этапы, намеченные им же («Сблизиться с Мамаевым, он познакомит с Крутицким, с Городулиным…»), вершина - заветная должность, женитьба на племяннице Турусиной, а значит, почет и деньги. Все ясно и с житейских позиций, и с места в зрительном зале? Но ведь не случайно еще одним анонсом звучит музыка, в которой отчетливо слышится гротеск (еще одна удача, на этот раз звукорежиссера Галины Семеновой). Да и фамилия Глумов явно от глагола «глумиться», а сама пьеса определена драматургом как комедия… И все это априорный настрой и на серьезный разговор, и на смех, который действительно будет сопровождать весь спектакль, внезапно обрываясь на фразе главного героя «Я вам нужен, господа». Но до нее зрителю предстоит насладиться общением, и с добрейшими и милейшими людьми, и с простаками, не замечающими глумления над собой. Смешны уже в представлении автором пьесы «богатый барин Мамаев», «важный господин Городулин», «очень важный господин Крутицкий», Клеопатра Мамаева и даже гадалка Манефа, чье имя не случайно воспринимается как Марфа… Но вот они и прочие персонажи пьесы появляются на сцене - и смех этот быстро переходит в гомерический хохот, поскольку Нил Мамаев (Константин Юченков) предстает этаким …петухом, мнящим из себя орла, Крутицкий (Александр Чуйков) - бездарем, искренне считающим себя гением, Мамаева (Ирина Андрианова)…да той же Клеопатрой, но не унимающейся и, так сказать, «на пенсии»… Причем каждому из них А. Островский дает полную возможность предстать, образно говоря, в виде надувного шара, внутри которого, как известно, пустота. Да, пьеса почти целиком состоит из монологов и дуэтов. Однако на этой сцене каждый из них возведен до вершины отдельного мини-спектакля, как части целого. Разумеется, такое солирование по силам лишь актерам, уровень которых можно определить понятием «личность». Дуэты Мамаева и Крутицкого, Мамаевой и Городулина (Леонид Брусин), монолог Турусиной (Вера Рычкова) и даже эпизодные появления Манефы (Дарья Плавинская) - это то, что действительно является эталоном актерского мастерства. Что же касается артиста Александра Павлишина в главной роли, то тут вновь вспомним о лестнице, но уже как аллегории пути, пройденного им за десять лет театральной жизни. Ее ступени - призвание, талант, труд, а порою и терпеливое ожидание. Сегодняшняя вершина - Егор Глумов. Убежден, что это один из самых интересных образов в русской драматургии, соединяющий в себе почти все человеческие достоинства, и пороки. Он умен, тщеславен, целеустремлен и предельно зорок во взглядах на окружающих его людей. Но он же и хитер, изворотлив, лжив, порою жесток и в то же время совестлив. Он ощущает инородность этих качеств, но понимает, что без них его место в жизни - начальная ступень ее лестницы. Как достичь вершины? Игрой. А он и играет: с Мамаевым - в восторженного ученика, с его женой - во влюбленного юношу, с Крутицким - в подобострастного подхалима, с Городулиным - в человека, уже знающего, что на данной ступени не этот «важный господин» нужен ему, а наоборот. Как видим, Глумов очень разный, что делает эту роль фактически состоящей из нескольких. И в каждой из них Александр Павлишин безупречен - иначе зритель или восторгался, или возмущался, или смеялся бы над «каким-то из Глумовых». Здесь же мы ощущаем, что вместо «или» отчетливо звучит «и», связующее столь разноплановый образ в единое целое. И все сказанное в конечном счете приводит к имени режиссера спектакля - художественного руководителя театра народной артистки России Веры Ефремовой, напоминая при этом, что постановки «Мудреца» Марком Захаровым и Георгием Товстоноговым признаны эталонными. И это явно означает рискованность иных трактовок. Но не зря сказано насчет шампанского как награды идущему на риск, тем более если риск этот тщательно продуман и основан на собственном опыте и знаниях, а также на реальных возможностях своего коллектива. Опуская долгий и уже наверняка излишний анализ режиссуры спектакля, выделю один существенный штрих. Это - очень бережное отношение к пьесе, которую при отсутствии вкуса очень легко превратить в водевильчик и даже модный ныне мюзикл. Мы же увидели действительно Александра Николаевича Островского, мудрость которого - для постижения, а юмор далеко не подобие щекотки. И чтобы еще раз убедиться в этом, вновь вспомним, что прерывающей смех в зале была фраза Глумова, обращенная к тем, кто довел его до верхней ступеньки: «Я вам нужен, господа. Без такого человека, как я, вам нельзя жить. Не я, так другой будет. Будет и хуже меня, и вы будете говорить: эх, этот хуже Глумова, а все-таки славный малый». Быть может, узнали в нем кого-то из нынешних олигархов или политиков и задумались о том, как они оказались на своих пьедесталах? Ответ прост: мы с вами, судя по всему, очень милые и очень добрые люди… Тверская жизнь. -2003. -11 ноября. [ http://tverlife.ru ] |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info