ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Петр РУЧНИКОВ ДВЕРИ, ВЕДУЩИЕ В РАЙТверской театр драмы под руководством Веры Ефремовой показал премьеру спектакля «Очень простая история». Пьесу Марии Ладо поставил Николай Бутрехин. Примечательно, что во время действа один из персонажей парит над сценой, а все остальные зачарованно наблюдают за полетом. Игровая площадка выдержана в серо-коричневых тонах деревенского сарая для скота и одновременно сеновала. Одним из главных атрибутов сценического оформления стали загоны для домашних животных и масштабные ворота-двери. Они постоянно в зависимости от сюжета то открываются, то закрываются, разделяя таким образом пространство сцены на «здесь» и «там». Через них герои сначала попадают на сцену. Через них же анималистические персонажи пьесы наблюдают чудесное явление невинно убиенной свиньи Дуни. В партитуре спектакля эти ворота-двери еще сыграют свою роль. В глубине сцены выстроена деревянная конструкция, чисто утилитарное ее назначение для деревенской жизни не совсем понятно. Точно такая же стоит и в самом сарае - герои периодически залезают на нее или за нею прячутся. И люди, и животные. То, что последним будут отданы ведущие партии, становится понятно сразу: именно их из темноты выхватывает луч прожектора в начале спектакля, именно на обитателей сарая, в котором собраны свинья, лошадь, корова и приходящие к ним в гости из мира людей пес и петух, приходится основная масса текста. Именно они станут главными выразителями основной, очень простой идеи спектакля. Разобраться, что к чему, не составляет большого труда. В этом, быть может, и заключается одновременно простота и гениальность пьесы Марии Ладо. Почему человек, появившийся на Земле для того, чтобы «плодиться и размножаться», берет на себя смелость нарушать божественные заповеди и может решиться убить себе подобное существо, пусть даже еще не родившееся? Для животных такой проблемы не стоит. Обитатели хлева долго и упорно пытаются понять, что такое аборт. Зато им не надо объяснять, что у дочери их хозяина Даши (Елена Филатова) и соседского парня Алексея (Марат Мельник) будет ребенок. Уже в плоскости человеческих отношений лежит нежелание родителей Даши, а скорее - отца Павла Петровича (Борис Лифанов) принять ребенка, который появится на свет от голоштанного Лешки, сына записного пьяницы. Эрос и Танатос борются на протяжении спектакля истово и беспощадно. Из-за любви погибает внесценический персонаж лошадь Ласточка, собственно, из-за нее убивают и ни в чем не повинную свинью Дуню (Людмила Лепехина). При жизни не понимавшая, отчего свиньи не летают, после смерти она является к своим соседям по сараю парящим в воздухе ангелом. Уже упомянутые двери хлева открываются, становясь метафорой врат рая, куда попадают, уйдя из жизни, все животные без исключения. Людей же, как выяснилось, там не особенно много - очень уж грешны. Из всех присутствующих на сцене персонажей только Соседу в исполнении Вячеслава Грибкова, уподобленному в некотором смысле юродивому, открыт истинный смысл жизни, поэтому-то он единственный из людей видит бесплотную свинью Дуню. Герой этот становится еще одной жертвой противостояния Эроса и Танатоса, чем вызывает искреннюю жалость. Но самоубийство его оправдано: если кто-то не умрет, значит, кто-то не сможет родиться. И эта смерть становится залогом новой жизни. Понятно, думаю, что ребенок у Леши и Даши в конце концов появится, а душа выпивохи Соседа попадет в рай. Тверская жизнь. - 2005. - 15 марта. [ http://tverlife.ru ] |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info