ТВЕРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ |
Вера КУТУЗОВА "ИЗ ВДОХНОВЕНЬЯ, НЕ ИЗ ПЛАТЫ"Эти пушкинские строки применимы к заслуженному артисту Георгию Николаевичу Пономареву, артисту Тверского академического театра драмы, к его творческому принципу. Спектакли, создателем и исполнителем которых он является, сохраняются в репертуаре театра многие годы. Это "Михаил Тверской", "Алексий и Михаил", а вот в новом сезоне - новая работа "Пушкинские монологи (о золоте, о славе и о власти)". Поэзией АС Пушкина актер Пономарев увлечен давно и, по-видимому надолго. Много лет в содружестве с музыкантом-концертмейстером Мариной Черной он успешно выступал с программой "Россия воспрянет ото сна и да здравствует солнце, да скроется тьма". Эта программа исполняюсь в школах, сельских клубах, на российских фестивалях. В Москве в немецком посольстве стихи Пушкина в исполнении чтеца Георгия Пономарева звучали на немецком языке. Может быть любовь к поэзии постоянные концертные выступления привели артиста к такому сложному театральному жанру, как моноспектакль, то есть спектакль одного актера Именно такими моноспектаклями и стали исторические полотна о древней Твери и наших великих предках Новая работа Георгия Пономарева - это полнокровный спектакль с определенной режиссерской концепцией "глаголом жечь сердца людей". Улавливается связь поэта и чтеца в философских раздумьях об истории России и о проблемах современной России. В начале спектакля от имени поэта начинается разговор о поэзии и месте поэта в жизни Затем, раскрываясь в творчестве, взаимодействуя, актер и поэт создают философский трактат "о золоте, о славе и о власти". Первый монолог барона из трагедии "Скупой рыцарь" - это антология деградации человеческой личности, попавшей в зависимость от золотого тельца. Актер передает все чувства барона: безумную радость при виде золота, дикую алчность от опасности все потерять и наконец безумство. Зрителю как бы направлен вопрос: зачем это немыслимое богатство? Чтоб от него сойти с ума или - уж совсем по-современному - быть убитым. В режиссерском решении спектакля есть хорошая символика - "лобное место", чистилище или постамент. Куда исполнитель отправляет своего персонажа, чтобы в финале каждого монолога зритель сам осудил или оправдал героя маленькой трагедии. Великий мастер художественного слова В. И. Качалов говорил: "Актеру мало хорошо играть разные роли, он должен заново родиться в новой роли". Трудный переход от одной роли к другой артисту Пономареву дается свободно, через общение с великим поэтом. Чтобы отвлечь слушателя от тяжелой сцены "Скупого рыцаря", идет как бы передышка. И читаются гражданские стихи Пушкина, а затем ... отрывок из "Моцарта и Сальери". Перед нами Сальери. Он еще далек от зависти, он обычный человек, но под музыку Моцарта происходит преображение. Артист передает все нюансы эмоционального перевоплощения человеческих чувств - от упоения музыкой до пробуждающейся зависти. Зависть пробуждает злобу, злоба - преступление. В этом отрывке Пономарев с особым подъемом добивается всей психологической правды каждого момента перехода чувств. Сальери совершил злодейство, а демон зла, поселившийся в душе, приводит его самого к безумию. У исполнителя свое видение трагического финала, и он его воплощает в сценическом действии. Глубокое проникновение в поэтический материал А. С. Пушкина отличает артиста в монологе царя из трагедии "Борис Годунов". Пономарев раскрывает мир человека, достигшего "высшей власти". В чем несчастье этого человека? В том ли, что совесть нечиста, или в том, что власть для царя в России - это уже национальная трагедия "живая власть для черни ненавистна"? Зритель оказывается втянутым в своеобразный поединок, когда слово и мысль артиста падают в душу. Артист как бы ставит вопрос власть - это постоянный конфликт с народом? Можно на данный вопрос отвечать, можно думать, а самое главное - не оставаться равнодушным. Моноспектакль, на мой взгляд, удался. Через слово, через характерные, очень узнаваемые черты пушкинских героев встает пушкинская строфа, в которой отражается наша современная жизнь. Моноспектакль "Пушкинские монологи" органично дополняет и поддерживает классический репертуар Тверского академического театра драмы. Вече Твери. - 2000.- 26 сентбря. |
© Тверской академический театр драмы, 2003- | dramteatr.info