Слободкин Григорий Миронович

4 декабря – 83 года со Дня рождения музыкального руководителя ряда спектаклей театра, композитора, эстета и интеллигента, чуткого творца театральной атмосферы – Григория Мироновича Слободкина (04.12.1939-18.07.2021).

Родился в Минске, отец-врач, в эвакуации были на Урале. Первый диплом Григорий Миронович получил в Музыкальном училище при Московской консерватории, второй – в Минской державной консерватории имени Луначарского, где в том числе завершил аспирантуру. В Твери Слободкин заведовал фортепианным отделением в Музыкальном колледже имени Мусоргского, затем стал заместителем директора Училища культуры имени Львова. Являлся педагогом и музыкальным руководителем экспериментального музыкально-драматического курса в ГИТИСе совместно с В.А. Персиковым. Ими была разработана особая методика преподавания, по азам которой Григорий Миронович и Валерий Александрович проводили мастер-классы. С конца 90-х гг. более десяти лет заведовал музыкальной частью в Московском областном ТЮЗе. В других театрах оформил более 15 спектаклей.

Творческий тандем режиссера Валерия Персикова и композитора Григория Слободкина подарил тверским зрителям многие часы наслаждения театром, заполненные содержательной и атмосферной музыкой. Знакомство Григория Мироновича и Валерия Александровича состоялось в 1981 году, а их сотрудничество на тверской сцене началось со спектакля «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова в 1982 г. С тех пор ровно 40 лет они работали дуэтом, представив театралам постановки, в которых музыка в подборе и аранжировке Слободкина филигранно вплеталась в текст и мизансцены, подчеркивала игру актеров, создавала нужную атмосферу времени, настроение, заполняла зал чувствами.

Зрители мгновенно переносились в послевоенный джазовый Новый Орлеан, ретро-образ советской России, времена Пушкина или Гоголя. Постигали трагедию Мольера или окунались в самобытный русский фольклор в живом исполнении артистов. Григорий Миронович Слободкин был музыкальным руководителем более, чем к 25 спектаклям Валерия Персикова, и его участие в постановках режиссера знаменовалось музыкальным оформлением тонкого вкуса.

В написанных Григорием Мироновичем нотных партитурах могли органично соединиться музыка П. Чайковского, С. Прокофьева, романсы на стихи А.С. Пушкина и русский фольклор. Так, как это произошло в спектакле «Пушкин. Евгений Онегин» в постановке В. Персикова. Кроме того, инсценировка романа тоже принадлежит «перу» Слободкина и Персикова.

…«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, «Женитьба» Н. Гоголя, «Двенадцатая ночь или Что угодно» У. Шекспира, «Шутки в глухомани» И. Муренко, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «История любви» Э. Сигала, «Господин, который платит» И. Жамиака, «Благотворительница» Н. Персияниновой, «Мещанская свадьба» Б. Брехта, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Квадратура круга» В. Катаева, «Не всё коту масленица» А.Н. Островского, «Трамвай «Желание» Т. Уильямса, «Кабала святош» М.А. Булгакова, «Сестра Надежда» А. Володина, «Пушкин. Евгений Онегин» А. С. Пушкина… Последняя совместная работа "Дядюшкин сон" по Ф.М. Достоевскому в постановке В.А. Персикова, к сожалению вышла без Григория Мироновича Слободкина (октябрь 2021 года). Но Григорий Миронович все равно был там: постановочная группа посвятила постановку своему другу и коллеге.

Григорий Миронович Слободкин любил актеров и позволял им «петь сердцем». Всегда был так увлечен репетиционным процессом, что, не замечая времени, мог часами оттачивать музыкальные партии к постановке, терпеливо добиваясь нужного ему оттенка звучания. Это был скромный творец, он не желал публичности, почти всегда отказывался от всевозможных интервью и быстро исчезал с поклона на премьере спектакля. Прощание с Григорием Мироновичем состоялось 21 июля в Москве.

Присутствие Григория Мироновича в судьбе Тверского академического театра драмы наполняло и его коллектив, и его зрителей творческим вдохновением. Светлая память!