Георгиевский Георгий Адольфович

11 июня 2017 года – 110 лет со Дня рождения народного артиста РСФСР , главного режиссера Театра драмы Г. А. Георгиевского (11.06. 1907– 06.05. 1979)!

Сын известного русского актера А. Г. Георгиевского, Георгий Адольфович пришёл в Калининский театр драмы уже сложившимся профессиональным режиссёром (служит театру с 1942 по 1953гг. и с 1958 по 1967гг.). Сценическую деятельность он начал ещё в 1925 г. в Ростове как актёр, год работал в Нижегородском драматическом театре (1928-29 гг.) под руководством Н. И. Собольщикова-Самарина. Служил в Государственном театре имени В. Мейерхольда (1931 - 1932). За самостоятельную режиссёрскую работу взялся в 1933 г. в Свердловском театре, работал в Баку, Кирове, Тбилиси, в период перерыва с Калининским драматическим театром (1953 – 1958) – в Ставропольском драматическом театре.

Постановкам Георгиевского были присущи оптимизм, творческая фантазия, поиск новых выразительных средств. Высокая ответственность и требовательность к себе и актёрскому коллективу позволили режиссёру завоевать авторитет в Калининском театре ещё в годы войны. Специальные группы артистов выезжали с концертами в районы боевых действий. Только в 1943 году Тверской драматический в полном составе провел на фронте 2,5 месяца, сыграл 170 спектаклей и дал 1500 концертов. В это время, с 1942 по 1951 год театр размещался в нынешнем здании ТЮЗа с помещением на 350 зрительных мест. Первый театральный сезон в новом здании тогда был открыт пьесой, «Фронт» Корнейчука (режиссёр Г.А. Георгиевский), и во время премьеры началась воздушная тревога. Спектакль прервали на несколько минут и после продолжили. Во многом именно ему, художнику чрезвычайно самобытному, смелому и необыкновенно интересному по своей творческой манере, театр обязан сценической монолитностью, способностью создавать спектакли высокого звучания и большого мастерства. Блестящий организатор, влюблённый в театральное искусство, Г. А. Георгиевский умел не только сплотить труппу в идейно-эстетическом отношении, но и привить ей вкус к актёрской индивидуальности, отвращение к театральному штампу и бескрылому подражательству. Поставленные им спектакли «Фронт», «Русский вопрос», «Нашествие», «Счастье», «Великая сила», «Живой труп», «Заговор обреченных», «Ревизор», «Алмазы», «Третья Патетическая», «До свидания, Анна!», «Между ливнями», «Коллеги», «Обыкновенная история», «Кандидат партии» – в Калинине, «Беспокойная старость», «Мать», «Гроза», «Суворов», «Свадьба Кречинского», «Гибель эскадры», «Кутузов» и десятки иных в разных городах страны стали крупным явлением в советском театре.

Георгиевский выдвинулся в число наиболее серьезных и уважаемых режиссеров России. За выдающиеся заслуги в развитии советского театра Георгий Адольфович Георгиевский в 1950 г. удостоен почётного звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1963 г. – почётного звания народного артиста РСФСР. В 1967 году уезжает в Москву. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Народная артистка РСФСР Наина Владимировна Хонина, выпускница Калининского филиала Школы-студии МХАТ и воспитанница Георгия Адольфовича Георгиевского:

«Есть люди, которые, однажды войдя в твою жизнь, остаются в ней навсегда – все равно, находятся ли они рядом с тобой, или где-то поодаль, или даже навеки ушли из этого мира. Их незримое присутствие в трудные минуты помогает тебе одолеть беду, да и радость ты делишь с ними. Таким заповедником души моей навеки стал Георгий Адольфович Георгиевский. Это он создал такую атмосферу в театре, в которой мы чувствовали себя пусть маленькими, но творцами, тянулись к обязывающему ощущению в себе художников».